Вернуться на главную страницу Все номера "Мышгорода" Контактная информация

Предыдущий
номер
Выпуск 5
23.01.2008
Следующий
номер

Колонка редактора
ОТ УЕЗДА... К УЕЗДУ?

В предшествующем номере нашей газеты мы обсуждали вопрос востребованности малого русского города. Наш анализ постсоветской действительности таких городов был неутешительным: смерть сельского хозяйства и вымирание деревни делают большинство таких городов административно ненужными. «Шагреневая кожа» русской районной провинции неотвратимо сокращается, и сегодняшние сельские районы завтра будут почти совершенно пустыми, а стало быть, их столицам будет некем и нечем управлять.

И если издревле и завсегда на Руси (в Московском царстве, Российской империи, Советском Союзе, даже в РФ) эти малые провинциальные центры были жизненно востребованы, то завтра эта востребованность станет остро проблематичной. И в нашем предшествующем рассуждении мы пришли к выводу, что всем малым городам необходим поиск нового содержания своей жизни, нового назначения, новой востребованности.

Какой она может быть? Для городов, находящихся в ландшафтно красивых или знаменитых местах (как Плёс, Кирилов, Мышкин) естественной востребованностью явится рекреационно-туристическое назначение. Жители больших городов, а тем более мегаполисов («мегаполисяне») найдут здесь много интересного, нового и отрадного. Им удастся здесь «сменить картинку» своей жизни, запечатлеть себя в новой (оригинальной!) обстановке, обзавестись забавными сувенирами и на время почувствовать другой ритм жизни.

Туристско-рекреационная востребованность для таких городов - одно из средств спасения. Но достаточно ли это средство для выживания, а тем более для развития? Теоретики сегодняшнего туризма уверяют, что - да. Действительность говорит, что - нет. И лучший пример - это серьезная неудача знаменитого Плёса, целиком сориентированного только на туризм. Этот маленький город в результате постиг некий «демографический паралич», местное население быстро убывает, и вместо живого полноценного поселения сегодня мы видим город-макет.

Что же нужно для полнокровной, органично естественной жизни таких городов, для их сохранения? Туризм и рекреация совершенно необходимы, но кроме них обязательно нужно наличие в каждом «недесятитысячнике» хотя бы одного небольшого, но крепкого предприятия и районной столичной статусности. И с тем, и с другим ситуация непроста и нелегка.

Для того чтобы в каждом таком городке было хоть одно приличное предприятие, необходимы не только (и не столько) местные усилия, но и создание общероссийской программы о сохранении таких городов и «загрузка» их населения работой. (Что-то вроде необходимой квоты на китобойный промысел для чукчей и эскимосов, дабы они не утратили своей этнической особости и вовсе не исчезли). Согласно этой программе таковые предприятия были бы силой закона распределены по малым городам России, обеспечены госзаказом, а стало быть, и надежным будущим.

А как быть со «столичным» (районным) статусом? Одновременно и легче, и трудней. Реальность показывает, что жизненно устойчивыми, культурно развитыми и по-настоящему продвинутыми в русской провинции оказываются малые старые центры, прежние уездные города. А новые советские центры (именно районные) так и не развились до их уровня, так и не стали равноценными им. (Как в Ярославии Брейтово не стало равноценно Угличу, Некоуз - Мышкину и Гаврилов-Ям - Ростову).

И при интенсивном вымирании сельской провинции быстрей исчезает население именно новодельных административных образований и крепче и дольше держится за свою территорию население, группирующееся вокруг прежних центров, старинных малых городов. Опустение села сейчас идет такими темпами, что перед российскими властями встанет вопрос укрупнения административных территорий. Это они уже сделали с сельсоветами, многие из которых к тому времени насчитывали едва по двести человек населения. Это им придется делать и с районами. Как делать?

Жизнь показывает, что есть явная необходимость возвращаться практически к прежнему уездному делению, собирая территории вокруг исконных городов, обладающих гораздо лучшим «столичным» потенциалом, нежели новодельные советские районные «столицы». И в нашей области такими центрами, которые способны остаться на административной карте России, могут и должны быть кроме Ярославля и Рыбинска еще Переславль-Залесский, Ростов Великий, Углич, Тутаев (Романов-Борисоглебск), Пошехонье, Данилов, Любим, Мышкин. Какие территории может успешно объединить вокруг себя Мышкин?


Вчера, сегодня и завтра

Жизнь на месте не стоит, и это верно для всех случаев, а в том числе и для определения мест, тяготеющих к каким-либо центрам. Если в XVIII, XIX веках и начале XX века наш город успешно объединял по нынешним меркам громадную территорию (от Мышкина к западу до кашинских тверских пределов и от реки Мологи на севере до реки Рубежки на юге), то сегодня думать о ней было бы совершенно нереалистично.

Большое развитие Углича, устройство в нем моста через Волгу и активное строительство дорог по югу бывшего Мышкинского уезда обусловили стопроцентное тяготение этой местности к Угличу. Отход части земель в Тверскую область тоже обоснован, они значительно ближе к Кашину, нежели к нам. Когда-то бывшие мышкинскими восточные сельсоветы (в Заволжьи) гораздо ближе к Рыбинску и Большому Селу и к ним органично тяготеют. А вот с северными территориями, вошедшими в состав нового Некоузского района, положение совсем иное. Рассмотрим его внимательней.

Прежний Мышкинский уезд на севере доходил до реки Сить, выходил почти к устью Мологи и - что очень важно - включал железнодорожные станции и полустанки Волга, Шестихино, Родионово, Пуршево. Эти места были существенно важными для жизнедеятельности уезда. Через железнодорожные станции Мышкинский край был связан со всей транспортной системой России, там сложились новые хозяйственные центры, там появилась и начала развиваться новая промышленность - вигоневая фабрика, костеобжигательный и кирпичный заводы. Все эти места были очень плотно связаны с хозяйственной и культурной жизнью Мышкина.

И когда в 1929 году советская власть отнесла их к другому району, то их хозяйственные и культурные связи с Мышкином сохранялись долгими десятилетиями. Так, жители деревень бывшего Кузьминского сельсовета до недавнего времени (до полного своего исчезновения) оставались членами-пайщиками Мышкинского райпо, и там работал мышкинский магазин. И они выписывали нашу районную газету. Население бывшего Голицинского сельсовета всегда по-прежнему обращалось в нашу Рождественскую больницу, а связи поселка и станции Волга с Мышкинским районом достаточно крепки и разнообразны до сих пор.

И это естественное тяготение к Мышкину, и географическая удобность, и сама хозяйственная целесообразность создают основания для объединения этих земель именно вокруг Мышкина.

Принесет ли это тяжелые неприятности Некоузскому району? И да - и нет. В свою очередь ему, как и соседнему совсем маленькому Брейтовскому, необходима своя территориальная «перестройка». Самым оптимальным ее вариантом было бы слияние этих районов для воссоздания территории прежнего Мологского уезда с центром в академическом поселке Борок и историческом селе Веретея. В результате все три сегодняшних района - Мышкинский, Некоузский, Брейтовский - территориально переформировались, обрели бы оптимальное состояние и необходимую жизнеспособность. И это нужно делать сегодня, чтобы уверенно войти в Завтра.


Быть центром - чего?

Очевидно, думая об этом завтрашнем дне, необходимо понимать, что центровость малого города в то время будет в немалой мере иной, чем вчера. Что мы имеем в виду?

Волей исторических обстоятельств и последовательных крайне жестких решений государственной власти русская деревня в форсированные сроки прекратила свое существование, и сейчас остались лишь отдельные очаги деревенской жизни с неполносословным обществом и с обезземеленным, сильно деградированным населением. Впервые земля и крестьянин полностью отделены друг от друга, а стало быть, мы присутствуем при закате прежней системы землепользования.

Оставшееся в деревне малочисленное население оказывается в иных отношениях с землей, нежели это было еще недавно, и происходит полное прекращение ее правильной обработки. Что же у нас впереди?

Впереди так называемая «вторичная колонизация», когда использование земли, очевидно, станет совсем другим, нежели вчера и сегодня. Уже не будет ни ее стопроцентной обработки, ни тем более дальнейшего расширения запашки, ни всей сферы эксплуатации земли от колхозной бригады до районной «Сельхозтехники». Земля надолго станет просто залоговой ценностью, рекреационной зоной, охотничьими угодьями, лесным хозяйством. Ее очень долго не возобновят правильно обрабатывать, пока вопрос продовольственной самостоятельности страны не встанет с предельной остротой.

А до этого времени малочисленное сельское население будет переспециализироваться на обслуживание землевладельцев, их занятий и прихотей, и на обслугу хищнического использования богатств леса и воды.

В этих условиях малый город, центр «уезда» XXI века поневоле становится не центром технического обеспечения колхозов и совхозов, а центром туризма и рекреации. Ему придется развивать туристическое и рекреационное хозяйство уже не только на своей собственной территории, а и в пределах своего (и даже соседних) «уездов». Ему должно стать центром туристических ближних и дальних сельских маршрутов, располагающим достаточным гостиничным и «общепитовским» комплексами. И это может стать одним из важных содержаний его новой центровости.

Мышкину было бы целесообразно уже сейчас развивать свои собственные ближние и дальние сельские маршруты, используя прекрасный опыт деревни Мартыново. Эти маршруты, опираясь на Мышкин, должны пролечь на историческую реку Сить, на Рыбинское море, в Богородскую округу, в Заволжье, нужно осваивать водные маршруты по Волге, Юхоти, Улейме и этим самым создавать новую уездную столичность малого города. И с этим не следует медлить, история не любит опоздавших.

*  *  *      *  *  *      *  *  *

Мы рассмотрели вопрос востребованности малого русского города в новых исторических и социальных условиях, беседуя об его роли для объединяемых им территорий. Но для успешности решения такой задачи ему, очевидно, следует в немалой мере поработать и с самим собой. Нужно понять, на какие дела и задачи следует обратить особое внимание, чему придать особенно большое значение. Об этом мы желаем побеседовать со своими читателями в следующем номере «Мышгорода».




Краеведческий калейдоскоп

В «ТРИБУНЕ». Эта столичная газета поместила большую корреспонденцию И. Б. Медового (целую полосу) о городе Мышкине. Автор, хорошо знающий наш город, внимательно проанализировал развитие его современной культурной жизни и динамику участия в большом российском туризме и тактично высказал свое мнение и возможностях и средствах дальнейшего совершенствования этих дел.

*  *  *

ТЕЛЕВИЗИОННАЯ ПРОГРАММА «Рыбинск-40» в большой тематической передаче уделила немало внимания мышкинской музейной и краеведческой деятельности и ее роли в развитии туризма. В открытом эфире по этой теме приняли участие немало телезрителей северо-западной и центральной части области.

*  *  *

«МЫШИЗДАТ». Так называется местное общественное книжное издательство. Оно продолжает свою работу по подготовке и выпуску новых местных книг. Сейчас сдана в печать книга «Последняя Старица», посвященная вопросам народного православия, в частности жизни и деятельности местночтимой ясновидящей К. С. Красавиной, и готовится к сдаче в печать первый том «Всемирной мышеологии», который включает научные работы об образе мыши в сказочной литературе, живописи, мифологии и других сферах творчества.

*  *  *

КАК ОБЫЧНО, мышкари приняли активное участие в формировании областного альманаха «Любитель природы», предоставив для него немало материалов - от социологических до литературных, которые заняли заметное место в этом выпуске издания.

*  *  *

ОЧЕРЕДНОЕ ЗАСЕДАНИЕ мышкинского Общественного собрания включало ряд важных вопросов, имеющих непосредственное отношение к краеведению. И первым из них был обзор российской печати, обращавшейся к мышкинской тематике. С ним выступила директор районной библиотечной системы Г. А. Лебедева. Она рассказала о всех двадцати публикациях российской и региональной прессы, рассказывающих о Мышкине в 2007 году.

*  *  *

«РУССКИЙ МИР». В неменьшей мере краеведческую основу имел вопрос об участии города Мышкина в работе инициированного Президентом России В. В. Путиным Фонда «Русский мир». Наш город решил предложить Фонду свою собственную программу общения с русской диаспорой, в немалой мере основанную на краеведческих знаниях. Собрание одобрило эту инициативу, и рабочая группа клуба краеведов «Мышкин» уже обратилась в Фонд со своими предложениями.

*  *  *

ЗАБОТАМИ РУКОВОДСТВА ОБЛАСТИ в Мышкине сейчас ведется строительство специализированного туристического комплекса. Уже само его название - «Мышкины палаты» - ясно говорит об его игровом назначении. Все объекты комплекса уже завершены основным строительством и начата их отделка. Эффектное здание «Палат» возводится в старом центре города, который оно весьма украсит.

*  *  *

В СОГЛАСИИ С МИФОМ. В городе начали свою работу современно обустроенные ресторан «Мышеловка» и гостиница «Кошкин дом». В оформлении их интерьеров тактично использованы сказочные «мышиные» мотивы, и они хорошо перекликаются с главным Мифом города.

*  *  *

РЕКОРД! Наши мышкинские туристические предприятия успешно работают почти с полутора сотнями российских туристических фирм, и этот круг все расширяется. Так нынче впервые установлены деловые связи с фирмами Петербурга, у нас впервые побывали туристы из Перми, и мы получили предложение о сотрудничестве с Екатеринбургом. Вот это уже рекорд дальности влияния «силового поля Мышкина»!

*  *  *

ФАСАД ОБНОВИТСЯ. Завершена работа над проектом укрепления берегов Волги в Мышкине. Проект предусматривает не только прекращение обрушения волжских берегов (от устья Никольского ручья до улицы Рыболовка), но и их значительное украшение с устройством удобных пешеходных дорожек и транспортных проездов. Сейчас руководство района и города занимается вхождением наших берегоукрепительных работ в российскую программу.




Антикварная лавка
КУРЬЕЗЫ ВРЕМЕН ДАЛЕКИХ

ЖАЛОВАНЬЕ главного городского судейского чиновника (секретаря магистрата) Алексея Соболева в 1813 году составляло 35 рублей. Сегодня к этому нужно приписать немало нулей, так что по этому показателю можно сравнить, насколько старинные деньги были дороже и крепче наших!

* * *

А ЖАЛОВАНЬЕ магистратского рассыльного Назара Тетерина в том году составило три рубля. Это тогдашняя «минималка»!

* * *

КРЕСТЬЯНИН деревни Шамино Дмитрий Филиппов промышлял извозом (как нынче таксисты!) и в том же году возил в Ярославль гласного Ивана Черницына (по нашему депутата городской Думы!) каждый раз за двадцать рублей. Без чаевых, дело-то казенное…

* * *

КОЛЛЕЖСКИЙ секретарь Петр Нечаев получил десять рублей за большую работу по переписке «дел квартирной комиссии». Компьютеров-то не было, гусиным пером писал…

* * *

СВЯЩЕННИК Петр Венедиктов получил от магистрата и иных ведомств шесть рублей за переплетение книг. Вот такая «шабашка»…

* * *

В 1814 ГОДУ в городской Думе служит за пять рублей в год рассыльный отставной солдат Федор Сторублевый. Заработки невелики, но фамилия богатая! И почерк был богатый у рассыльного - залюбуешься!

* * *

ПЕРВОЕ упоминание о мосте у Дома детского творчества относится к 1814 году. (А всего в городе тогда было пять мостов). И все их порядился починить купец Иван Степанович Молодцыгин. Надо отметить, что первый упомянутый мост находился у его дома, который стоял перед нынешней «шайбой». Так что от ремонта польза и городу, и себе!

* * *

ПОРУЧИК Лавров, командир инвалидной команды, хлопочет о тулупах и теплой обуви для своих солдат-инвалидов, стоящих на посту у винного подвала. Пост, что и говорить, важный, и Дума идет навстречу командирским хлопотам.

* * *

МЫШКИНСКИЙ городничий и кавалер князь Вяземский обращается к городской Думе, требуя отвести землю для пастбищного места лошадям стоящего в городе Егерского полка. (Ну, как не пойти навстречу, ведь кто не хочет кормить свою армию, тот будет кормить армию чужую!)

* * *

МЕЩАНСКИЙ сын Иван Артемьев Цыпленков в 1821 году желает отбыть на Валаам в Спасо-Преображенский монастырь «с пострижением в монашество». Не близкое место присмотрел для иночества мышкинский мещанский сын, зато какое знаменитое!

* * *

ВЫБОРЫ нового гласного городской Думы в 1828 году осложнились тем, что победивший кандидат, купец Василий Заняткин в должность вступить никак не мог, потому что «находился под судом Мышкинского городового магистрата». Какие крутые кандидаты были! Пришлось заново выборы начинать… Победил купец Степан Пунин. Слава Богу, этот оказался вовсе не судим!

* * *

ЧЕРЕД идти в армию в 1827 году пал на кого-то из купцов Бурениных. Кого им выставить рекрутом? У них в семье четверо мужиков призывных возрастов, но никого отдавать на 25 лет в солдаты неохота. Как быть? И они обращаются к горожанам, ища за деньги добровольца (по тогдашнему - «охотника»). «Охотник» сыскался, им оказался мещанин Точилов, который служил в городской Думе, «состоял у маклерских дел». Что уж побудило смелого маклера решиться идти, считай что на всю жизнь «под красную шапку», Бог знает… В жизни у него все, как будто, шло гладко. По крайней мере, все казенные и общественные (городские) подати Точилов платил исправно и вовремя. Недоимок за ним не было (это подтвердили подписями и городские власти, и мещанское общество Мышкина). Но - решился. Правда, в награду за это Буренины вручили ему шестьсот рублей (громадные деньги!), но разве двадцать пять лет солдатчины того не стоили?!

* * *

ПОЖАРЫ наш город посещали, увы, всегда. И в XVIII, и в XIX веках. И забота о хорошем состоянии пожарной команды была всегда одной из важнейших забот городской власти. А пожарные трубы (был такой своеобразный инструмент подачи воды) нередко требовали ремонта. И вот городской полицмейстер просит у городской Думы немалые деньги - 443 рубля за работу трубного мастера и настаивает на неотложном выделении «этой экстраординарной суммы». Ну, что ты будешь делать?! Дума помнит старинную поговорку, что если вор хоть стены оставит, то огонь ничего не оставит. И «экстраординарную сумму», скрепя сердце, выделяют!

* * *

А КВАРТИРНЫЙ вопрос и тогда в Мышкине обстоял весьма сурово. Вот в 1827 году городничий требует от Думы предоставления ему достойной квартиры, поскольку он уже год как живет в плохих условиях, несовместимых с его званием, но Дума хладнокровно (и не без яда!) отвечает, что ничего поделать не может, поскольку квартир, «достойных столь высокого звания, в городе просто нет!»




…Вот таков «пакет» материалов, предлагаемых сегодня газетой «Мышгород» нашим читателям. Мы ждем их откликов и пожеланий, которые постараемся учесть и отразить в следующем номере «Мышгорода».





Редактор газеты «Мышгород» - В. А. Гречухин,
член–корр. Петровской Академии наук и искусств,
г. Мышкин

Предыдущий
номер
Наверх
Выпуск 5, 23.01.2008
Следующий
номер
© Мышкинский народный музей,
2005-2013
Внимание! При использовании размещенных на сайте материалов ссылка на сайт Народного музея обязательна! myshgorod@rambler.ru