Вернуться на главную страницу Все номера "Мышгорода" Контактная информация

Предыдущий
номер
Выпуск 30
август 2012

НОВОСТИ НАРОДНОГО МУЗЕЯ

Фестиваль «Мышкинский Самоходь»

Весь КОЛЛЕКТИВ музея дружно работал с подготовкой проведения фестиваля «Мышкинский Самоходь». Дел было столько, что хоть ночь не спи! Но с доброй помощью оргкомитета всё было исполнено. А особенно благодарны мы Главе района А. Г.Курицнну, Глине города Л. II. Лыгкину и заместителю Г лавы района Елене Васильевне Миколовой. Их помощь была неоценима важна.


УСПЕХУ ФЕСТИВАЛЯ много помогли наши немногочисленные, но отзывчивые спонсоры. А самую большую помощь оказали А. В. Панкратов, хозяин фирмы «Дело техники» (Москва) и Президент фонда «Шуховская башня» В. Ф. Шухов (Москва- Мышкин). Душевно благодарим их за помощь!


ОБНОВИЛСЯ ФАСАД музея Петра Смирнова, а его косметический ремонт выполнили наши молодые друзья Орлов Александр и Караваев Антон.


ОЧЕНЬ УСПЕШНО работает новый музей нашего комплекса, рассказывающий о крестьянской жизни и ярко показывающий работу крестьян со льном и шерстью. А всеми делами там заведует наш юный друг Алексей Талакин.


БОЙКО ДЕЙСТВУЕТ наш торговый павильон, предлагающий гостям мышкинские сувениры. А работки в нём школьницы, на кассах в основных зданиях они тоже помогают.


СТРОИТСЯ летняя секция гончарной мастерской. Павильон будет открытым, здесь можно будет хоть посмотреть мастер-класс работы гончара, хоть укрыться от дождя и солнышка.


«МЫШ ГОРОД» расходится как среди мышкарей и гостей города, так и по рассылке уходит в самые разные места. Сейчас наша газета отправляется в Москву, Петербург, Переславль, Углич, Брейтово, Некоуз, Борок, на станцию Волга. Интерес к краеведческому изданию уверенно растёт.


ХОРОШИЙ РЕМОНТ получил наш экспедиционный автомобиль УАЗ. Здесь помогли и специалисты «Сельхозтехники» и очень много потрудился наш сотрудник, член совета музея Н. А. Кирюшин. Из ремонта наш «Бобик» выйдет помолодевшим, окрепшим, и в обновлённой «родной» темно-¬синей окраске.


ЗЕМЛЁЙ И ВОДОЙ музея полноправно распоряжаются утки, бобры, кошки и мыши. А самые популярные для гостей - это утки. Живут они у нас уже который год, имеют прекрасный летний домик, сооружённый нашим токарем А. М. Посновым, обширный пруд и множество еды, как от музея, так и от гостей.




НОВОСТИ...СТОЛЕТНЕЙ ДАВНОСТИ

Тогда в Мышкине имелись две типографии, давно уж издавались книги, а вот своих газет не было. А в Угличе газеты уже были, и угличские газетчики заинтересованно следили за мышкинскими новостями и рассказывали о них. Вот некоторые сообщения. ИНТЕРЕСНЫЙ КОНЦЕРТ СОСТОЯЛСЯ в Мышкинском обществе пособия бедным. Он прошёл с большим успехом. Оперная артистка Юргенсон исполняла романсы Чайковского и Бородина, прекрасно выступил чтец Трофимов, оба певца Масальский и Мясищев имели большой успех, а особенно при исполнении романса Глинки «Северная звезда» и Блейхмана «Уста мои молчат». Пианист Титов с блеском исполнил увертюру Герольда. Хорош был и скрипач Збаромирский, исполнявший произведения Рубинштейна и Глинки. И всем очень понравились оба хора — певцов и балалаечников.
(«Угличанин» № от 3.1.1907 г.)


ЭКСТРЕННОЕ Мышкинское земское собрание постановило поддержать ходатайство соседей-угличан о проведении железной дороги от Углича до станции Волга.
(«Угличанин» № от 7 марта 1907 г.)


ЗЕМСКИЙ МАГАЗИН в Мышкине успешно торгует семенами, инвентарём, чугунными бытовыми изделиями и другим товаром. Спрос всегда хороший.
(«Угличская мысль» 1911 г.)


В ТРЁХ СЁЛАХ уезда крестьяне на своих сходах приняли решение о закрытии казённых винных лавок, считая, что винопитие вредит как хозяйству, так и нравам. И в селе Шестихино акцизная палата лавку уже закрыла.
(«Угличская мысль» № Л1, 1911 г.)


В ПРИЛУКАХ успешно работает пристань товарищества «Самолёт». А пароходы госпожи Кашиной там пристани не имеют, и людей перевозят на лодках до судна и обратно.
(«Угличская мысль», тот же номер)


В ГОРОДЕ МЫШКИНЕ 25-27 сентября состоялась вторая уездная сельскохозяйственная выставка. Её снова организовало Оносовское сельскохозяйственное общество. В ней отделы: луговодства, корнеплодов, полеводства, огородничества, садоводства, кролиководства, сельскохозяйственных машин и другие. В выставке участвуют крестьяне Поводневской, Оносовской, Крюковской и иных волостей. Особенно активны крестьяне сельскохозяйственных обществ Оносовского, Цикаловского, Сухаревского, Абатуровского, Юрьевского. За лучшие достижения вручаются медали, похвальные листы и денежные награды.
(«Угличская мысль», сентябрь 1911 г.)


НОВО-НИКОЛЬСКАЯ ВОЛОСТЬ.

Полевые работы закончены в августе, Хлеб с полей убран и обмолочен, а лён постлан в основном к 1 сентября. Урожай хлеба выдался лучше прошлогоднего. Рожь дала НОВО-НИКОАЬСКАЯ ВОЛОСТЬ. Полевые работы закончены в августе. Хлеб с полей убран и обмолочен, а лён постлан в основном к 1 сентября. Урожай хлеба выдался лучше прошлогоднего. Рожь дала урожай сам — восемь, и сам — девять; овёс сам — семь; льносемя сам — девять и более, волокно хорошее и обещает прекрасного качества продукцию. Крестьяне бодро смотрят на будущее. Картофель тоже хорош, с полдесятины по 40-50 мешков. Хороши также капуста и овощи.
(«Угличская мысль», ноябрь 1911 г.)


СЕРА.

1 сентября при большом стечении народа освящены новые здания двухклассного министерского училища. Состоялся крестный ход и два молебна. Речи произнесли о. Дмитрий Присёлков и инспектор народных училищ Н. В. Мальцев. Всем были предложены чай и закуска. Присутствовал председатель уездной земской управы Ф. Н. Томановский.

Новые здания построены почти целиком заботами стараниями о. Дмитрия. Он испросил в министерстве шесть тысяч рублей и казённый лес и не раз ездил в столицы для сбора дополнительных средств. Он и руководил стройкой. Удобные просторные и светлые здания соединены крытым переходом на каменных столбах. В узилище есть ночевальная, и прекрасно оборудованная кухня. Кроме того есть сарай, погреб и баня с прачечной.
(«Угличская мысль», сентябрь 1911 г.)


В МЫШКИНЕ с Верхнего бульвара было хорошо видно зарево десяти сельских пожаров, в большинстве за Волгой. Оказалось, что горели крестьянские овины и риги. К сожалению, это нередкое бедствие.
(«Угличанин», № от 3 сентября 1906 г.)


В ОРДИНЕ завершён ремонт храма. О. Павел здесь служит более 30 лет и его заботами выполнен как этот ремонт, так и расширена зимняя церковь, сделана каменная ограда, построена каменная сторожка, устроен новый иконостас, и храм заботливо украшен.
(«Угличская мысль», сентябрь 1911 г.)




ГОРОДСКИЕ НОВОСТИ

ГЛАВНЫМ событием августа, очевидно, был межрегиональный фестиваль ретротехники «Мышкинский СамоходЪ». Это мероприятие мышкинцы проводили в 14-й раз и нынче оно ознаменовалось целым рядом новых замечательных явлений. Во-первых, фестивалю присвоен статус Губернаторского. Спасибо нашему Губернатору Сергею Николаевичу Ястребову за высокую оценку наших трудом! Во-вторых, поставлен рекорд участия. В Фестивале участвовали гости из семи областей, па него прислали свои делегации восемь клубов любителей редкой техники, а всего в нём участвовали более двухсот гостей. Одних водителей было 89 человек! Вся Успенская площадь была заставлена рядами автомобилей. В третьих, гостей, зрителей было гораздо больше, чем прежде, и наш Глава района А. Г. Курицин сказал об этом: «Людей гак много, словно это второй день города!» В четвёртых, фестиваль впервые вышел за пределы России, нынче в нём участвовали и украинцы, их делегация прибыла из далёкого города Бердичева.


РАЙОННАЯ ДУМА провела своё внеочередное заседание. Самым важным вопросом явился обмен старого деревянного здания ДК в селе Охотино на громадную каменную постройку, которая при помощи областных структур позволит создать хороший сельский культурный комплекс.


«СЕЛЬСКИЕ ИГРЫ». На эти областные соревнования Мышкин послал команду из восьми молодых людей. Выступили они уверенно, а в таком виде состязаний, как приготовление «Каши из топора», оказались в числе лидеров. Наша молодёжь удивила соперников, приготовив кашу ... с ягодами. Дивная получилась «слоёнка»!


ХОРОШЕЕ БЛАГОУСТРОЙСТВО получила улица Алексеевская (Орджоникидзе) в своей приволжской части. Здесь заботами городского самоуправления восстановлен мост на Студёном ручье, сделан пешеходный тротуар и капитальный переход в музей «Махаев двор». И сделан очень нужный, протяжённый тротуар у перекрёстка улиц Угличской, Лесной и Льва Толстого (по бывшей Кузнечной площади). За это люди благодарны благоустроителям!




МЫШКИНСКАЯ СТАРИНА

...Наш читатель А. В. Лобазов попросил на страницах «Мышгорода» рассказать об одном из древнейших местных ремёсел — кузнечном деле, особо обратив внимание на местное городское кузнечество. И мы обращаемся к этой теме.

Давние ремёсла

КУЗНЕЦКИЕ БЫЛИ

ВЕК XVIII—й. Первое известное нам письменное упоминание о мышкинских городских кузнецах относится к 1786 году. В августе того давнего года составлялось хозяйственное описание Мышкина, которое касалось ремёсел. В нём среди городских ремёсел самыми первыми названы кузнецы, и отмечено, что это главный производительный промысел. (А вторыми числились сапожники). Город 1786 года очень мал, в нём всего 126 капитальных построек, на торговой площади - 27 лавок. И в сравнении со всем этим количество кузниц выглядит весьма солидно - их здесь было шесть! Наши мастера работали на привозном материале, потому что запасы местной болотной железной руды (возле деревни Синицыно) к тому времени истощились.


XIX СТОЛЕТИЕ. Старинная книга "Статистическое описание Ярославской губернии", сочинённое Карлом Германом, изданная в 1802 году, отмечает, что «из ремесленников здесь наибольшая часть кузнецы». Изделия у них самые разные от топоров и сошников до всякого «гвоздья». В начавшемся гражданском и храмовом строительстве кузнецы были очень востребованы.

Особенно велики были их работы при возведении здешних соборов. Так при возведении Успенского собора для армирования его стен лишь в первоочередной закупке мышкинцами было взято железа в Ярославле у купцов Пастуховых на 242 рубля (и привоз обошёлся в 13 рублей 75 копеек, по 10 копеек с пуда); в «Рыбной» (Рыбинске), железа взяли на 167 рублей (с привозом на три рубля 32 копейки). И опять же в «Рыбной» взяли ещё 41 пуд железа на 74 рубля 16 копеек (с привозом два рубля 76 копеек).

Из мышкинских кузнецов самым славным тогда был Иван Васильев, он и взялся за сварку металла, которую исполнил, взяв плату в 160 рублей. Наибольшую часть кузнечной работы он исполнил в 1862 году. А вторая очередь работ пришлась на 1864 год. Тогда железа опять же у Пастухова взяли на 479 рублей 24 копейки, а купцов Пивоваровых — на 110 рублей 50 копеек. И все операции с ним Васильев выполнил за 60 рублей. Да ещё изготовил 12 скоб за 36 рублей (очевидно, изделия эти были очень крупными и сложными). Но куда более сложной и ответственной была работа по монтажу главы Никольского собора, выполнявшаяся ещё в 1809 году. Тогда для неё закупили три пуда «железа полосового» на 11 рублей 20 копеек и два пуда «железа разного» на шесть рублей 97 копеек и «угольев к завершению главы» на один рубль 75 копеек. К сожалению, документы не сохранили имени мастера, выполнявшего эту ответственную работу.

Этот же не известный нам мастер, ковал детали и монтировал большую главу Успенского собора, для которой в 1813 году строитель Иван Андронович Замяткин доставил «брускового и полубрускового железа» 40 пудов на 154 рубля 66 копеек, «толстого железа» на 122 рубля, «полосового железа» 12 пудов на 34 рубля 22 копейки и «разного железа четыре пучка» на 46 рублей 58 копеек.

Работа оказалась не только объёмной, но и очень сложной, и мастер затребовал против ожидаемого ещё две партии полосового железа (70 пудов на 175 рублей, и ещё на 190 рублей), а так же заклёпочных гвоздей на два рубля 35 копеек. Работу он начал в марте, а к концу апреля уже подошёл к устройству «яблока», венчавшего главу. За всю работу мастер взял 102 рубля 49 копеек.


МАСТЕРОВ НЕ ХВАТАЛО! Храмовое строительство в Мышкине было масштабным, мастерство кузнецов оказывалось востребованным и ценилось высоко. И порой здешних кузнецов не хватало для выполнения всех желаемых работ. Так в 1836 году купец Михаил Цыплёнков по заказу прихода привёз для Никольского собора 193 пуда разного железа, но городские кузнецы заказ... не взяли (некогда, не успеваем!) И прихожанам пришлось пригласить хорошего специалиста из деревни. Сюда прибыл из деревни Муравьёво Мышкинского уезда кузнец Андрей Афанасьев и взялся за громадный заказ - починку главы, изготовление креста, устройство труб и желобов, с чем и справился в 1838 году, получив впечатляющую плату 400 рублей!

Ситуация почти повторилась в 1863 году, когда надстраивали колокольню Успенского собора. Железо для неё закупили в Рыбинске и в Ярославле, а потом с рыбинской июльской ярмарки ещё добавили на 83 рубля, купив у купца Дружинина. Требовалось сделать все арматурные связи новой высоченной колокольни, а мышкинские купцы и на этот раз были загружены заказами для многих строящихся купеческих домов. Что делать? Приход обратился в Углич и «углицкой кузнец Иван Завьялов» взялся за ковку и сварку связей для новой колокольни из церковного железа». Работал он почти всё лето и за работу взял 75 рублей.

Но громадная колокольня требовала много и всякой иной кузнечной работы. У купцов Пивоваровых приход взял 16 пудов железа «для четырёх колокольных хомутов и брускового железа на хомутовые болты на 84 рубля» (Работа была крайне ответственной, ведь требовалось сделать «снасть» для перевешивания всех успенских колоколов!) Её выполнил здешний кузнец Павел Петров. Кажется, он же готовил всю такую же «снасть» для нового гигантского колокола Никольского собора - ведь тот весил 636 пудов... То есть больше десяти тонн!

Павел Петров выполнял и деликатную, артистичную работу для новой успенской колокольни, установив на ней крест «опаянный медью по железу».

Крест и «яблоко» он «вызолотил через огонь». За всё это мастер взял 260 рублей.


МЫШКИНСКИЕ КУЗНЕЦЫ - это тема громадная. Они были людьми в здешнем обществе уважаемыми. И были случаи, когда и представители других сословий, прельстившись их успехами, желали попытать счастья на кузнецкой стезе. Так в 1835 году купец Михаил Цыплёнков обращается в городскую Думу с весьма примечательным ходатайством: «По кузнечному мастерству моему имею необходимую надобность выстроить подле кузницы, стоящей на выгоне по просёлочной дороге к селу Ивановскому умершего мещанина Королёва, такую же кузницу...» И ведь построил! А вслед за ним это же сделал и его брат Степан. И обе эти «купеческие» кузницы исправно работали, и...

...И в 1847 году мещанин Иван Макаров тоже обращается в Думу с заявлением: «Имею желание на выгоне за выстроенною кузницей купца Цыплёнкова подле огородов, по кузнечному своему мастерству по пролёгшей просёлочной Углицкой дороге выстроить такую же кузницу на десять квадратных саженей позади огородов Цыплёнкова и Королёва.» И - выстроил. И здесь у перекрёстка дорог на Углич, Ивановское и Шипилово тогда уже сложилась кузнечная «слободка», а потом она стала и настоящей Кузнечной слободой.

И все владельцы злейших кузниц действовали успешно и прибыльно.

Так упомянутый нами купец Цыплёнков всецело предался «железной коммерции», в Мышкине он имел «три лавки с железом и медью». Всего товару в них оказывалось от восьмисот до тысячи рублей. В одной он торговал сам, в другой - его брат Иван, в третьей - брат Павел.

По его пути пошёл и купец Н. И. Кощаков. Возле своего и сейчас ещё сохранившегося дома (на улице Фурманова) он тоже открыл кузницу и оказывал услуги великолепные по скорости исполнения. (Николай Исаевич потом создал здесь целый маленький «комплекс» разных житейских надобных услуг.)

Кузнецов в городе было немало. Были они и на выезде к нынешней станции Волга, но по коммерческим оборотам и профессиональному авторитету были скромней слободских. В 1904 году крестьянин Иван Фёдорович Кузнецов построил кузницу и угольник на выезде к селу Фроловскому, и она работала успешно, но тоже скромней слободских.

В 1910 году в Мышкине были Кузнечная слобода, охватывавшая часть нынешней улицы Лесной и прилегающие переулки, Кузнечный переулок, (нынешнее начало улицы Лесной) и Кузнечная площадь (большое пространство от недавно снесённого амбара до Лесной). 'Здесь-то и был главный кузнечный «узел» нашего города. Среди главных кузнецов появился ещё один признанный авторитет - Ф. И. Буслаев. Сохранилось его ходатайство построить кузницу на земле «близ других кузниц по дороге, ведущей в село Иоанн Креститель» (То есть в Шипилово.)

...Перед революцией в слободе бывало больше десятка кузниц. А главными авторитетами кузнечного дела были три кузнечных династии- Орловы, Соколовы, Буслаевы. Все они работали и торговали своими изделиями весьма крепко. Вот пример Орловых. Их старейшина имел большую кузницу, угольник, «ещё одну кузницу с сараем», ещё один угольник, баню, тарантасную и малярную мастерские. И наконец, он возвёл великолепный полутора этажный дом с двумя балконами, в богатой резьбе. (Он сохранился, хотя и с большими утратами).

Не отставал от него и «старейшина» Соколовых, кузнец Антон Дмитриевич.

Он выстроил красавец двухэтажиый дом на Алексеевской (Орджоникидзе.) Дом тоже сохранился. Кстати, сохранился и дом Буслаевых, он стоит на Угличской улице, совсем почти против былых кузниц.

А Орловы, не удовлетворились громадным домом в полтора этажа и сын Николая Ивановича Павел строит рядом, «на Угличской улице дом в один этаж, в три окна по лицу, на другом участке близ кузниц, возле кузниц Николая Антоновича Соколова.» Из этою документа видим, что и сын Антона Соколова тоже стал кузнецом и имел свою собственную кузницу.

А Павел Орлов построил себе кузницу ещё небывалую в нашем городе. В городских бумагах она значится как «глинобитная, огнеупорная».

Не бедствовали кузнецы иных районов нашего города. Так крестьянин А. Н. Кузнецов, построивший кузницу у выезда на село Фроловское, ко времени революции имел кроме неё ещё «мельницу, маслобойный завод и овин». Целый промкомбинат»!

Но, главным узлом кузнечного дела оставался перекрёсток путей на Углич, Ивановское, Шипилово («село Иоанна Крестителя»). Кузницы здесь стояли по обеим сторонам дорог, а одна - даже в самом центре и дороги с обеих сторон обтекали её.

Кузницы работали всю неделю. Кроме выходных. По строгому закону мышкинской городской Думы в выходные дни все предприятия города должны были отдыхать. Но для кузнецов и тут сделали исключение — на всякий «дорожный несчастный случай» одна из кузниц (по очереди) в выходные дни и праздничные дни должна была работать. И кузнецы на своей сходке устанавливали эту очерёдность, которой неукоснительно следовали. Так всё и было до самой революции. А там... А там начались и другая тема и другие истории!




Уважаемые читатели!
Использование наших материалов в публикациях, лекционной, экскурсионной и иных видах массовой деятельности следует вести лишь со ссылкой на «Мышгород».




Редактор газеты «Мышгород» - В. А. Гречухин,
член–корр. Петровской Академии наук и искусств,
г. Мышкин

Предыдущий
номер
Наверх
Выпуск 30, августа 2012
© Мышкинский народный музей,
2005-2013
Внимание! При использовании размещенных на сайте материалов ссылка на сайт
Народного музея обязательна!
myshgorod@rambler.ru