Вернуться на главную страницу Все номера "Мышгорода" Контактная информация

Предыдущий
номер
№6 Выпуск 51
июнь 2014

С ЮБИЛЕЕМ, «ЗЕМЛЯЧЕСТВО»!

«Мышкинское Землячество» имеет большую и долгую историю. В ней было много замечательного и памятного. В ней было живое красивое и славное начало, лежащее ещё в 1903 году. В ней мы видим добрые содержательные дела. Увы, есть там и долгий нерадостный перерыв советского периода, когда единение мышкарей было прервано государственной властью и земляческую деятельность поддерживали лишь отдельные люди. И есть у нашего «Землячества» прекрасное возрождение и продолжение его полезной работы, произошедшее в 2008 году.

Памятуя о том, что начало всех наших мышкинских земляческих трудов лежит в 1903 году, нынче мы отмечаем свой 110-летний юбилей. Должное внимание ему будет уделено на нашей очередной (на этот раз юбилейной!) встрече. И сегодняшний номер нашей газеты, приуроченный к ней, тоже посвящён юбилейной тематике. Каким мы видим его содержание и каким мы его сформировали?

Ведущая часть юбилейного номера посвящается истории и событиям наших нынешних встреч. Об истории «Землячества» рассказывает наша первая страница газеты. Её вторая страница продолжает юбилейную тему, повествуя о наших земляческих мероприятиях. А третья и четвёртая страницы «Мышгорода» посвящены общегородской исторической тематике.

Там мы обращаемся к двум темам - увековечению исторических событий в создании памятников и к сохранению живых исторических традиций. По первой теме мы размышляем о создании в Мышкине памятника Женщине-Матери и Труженице. А по второй обращаемся к прекрасному традиционному событию - уездному балу. И то и другое настолько близко духу и сути работы «Землячества», что они хорошо и ладно сливаются в создании юбилейного номера газеты, который и должен быть обращён в прошлое и будущее, в живую и вечную связь времён. Почитайте эти материалы!

ДАЛЁКОЕ НАЧАЛО

...Так случилось, что в старой России к началу XX века у многочисленных выходцев из Провинции, в поисках заработков рассеявшихся по большим городам, вдруг особенно ярко проявились сильные и деятельные земляческие чувства.



И в первую очередь в Петербурге стали создаваться благотворительные общества, построенные по земляческим принципам. Такие общества создавали люди из Олонецкой, Вологодской, Костромской, Рязанской, Владимирской, Тамбовской, Архангельской и, конечно, Ярославской губерний.

Примечательно, что Ярославская губерния, как никакая другая, уже в самом начале этого движения была в столице представлена сразу тремя земляческими объединениями, а именно Ярославским, Угличским и Мышкинским.

Для чего создавались такие общества? Для того, чтобы помочь землякам устроиться в столице. Все эти землячества действовали на взносы своих членов. При вступлении нужно было уплатить сто рублей, а потом действительные члены платили по три рубля в год, а члены-корреспонденты по рублю в год. Конечно, было немало и разных пожертвований, поступлений от разных сборов (кружечных, концертных, бальных и прочих).

На что тратились средства таких землячеств? В первую очередь на безвозмездную помощь землякам, оказавшимся в большом затруднении при начале жизни в столице. Нередко покупались билеты для возвращения в родную деревню. И, конечно, земляческие общества арендовали (или даже приобретали) недвижимость для содержания своих гостиниц, бесплатных квартир, приютов, богаделен, столовых.

Общества выпускали печатные отчёты о своих делах, которые включали описание всего сделанного за год, баланс прихода и расхода, движение капитала и полный список членов землячества

ЯРОСЛАВЦЫ

Конечно, ярославцы в Петербурге были очень заметными. Замечательный знаток России Иван Сергеевич Аксаков о них сказал так: «Ярославец - венец создания в Великороссии по своим дарованиям». А наш земляк-мышкинец протоиерей Исаакиевского собора П.А. Смирнов так говорил о наших предках: «Характеристические черты нашего населения: дар предприимчивости, умение учиться где угодно и с кем угодно и найтись в самых трудных обстоятельствах, выносливость в труде и нужде до последней степени возможности, дар сообразительности и решимости на риск в благоприятную минуту».

.

И столь же прекрасно продолжил эту характеристику: «История всех здешних ярославцев с незначительным изменением одна: наденет отец или мать образок на шею, даст последний медный пятак в руку и ступай с Божьим благословлением. И вот натерпится, намается человек, но встанет, наконец, на ноги, берёт в руки дело, строит там в деревне дом высокий или школу, или церковь, приобретает известность, даёт начало богатому роду в столице».

Как известно, основной отход ярославцев в столицу был торговым. Здесь ярославцы являли такие великолепные качества, что выходцам из других губерний было невозможно с ними соперничать. И в земляческих делах они преуспели! «Ярославское благотворительное общество в Петербурге» - самое первое из официально учтённых обществ такого рода, самое давнее, ставшее примером для многих других.

Оно открылось ещё в 1894 году, а возглавлял его создание уже названный нами протоиерей П.А. Смирнов. [3 своих делах оно быстро пошло в гору. Землячество имело приют для сирот, убежище для мальчиков и столовую для бедных. Часто помогали неуспешным землякам, так с 1908 по 1913 год за помощью обратились 20495 ярославцев и на пособия им извели 68659 рублей.

Дела Общества были велики: в приюте и яслях содержали 30 детей, в убежище для мальчиков нашли приют 164 человека, в столовой давали бесплатные обеды ежедневно громадному числу людей (от 200 до 300 человек). Средний расход Общества на такую благотворительность доходил до 35 тысяч рублей в год.

МЫШКИНЦЫ

Вслед за ярославским в 1901 году возникло Угличское благотворительное Общество. И среди всех землячеств России, действовавших по уездному принципу, оно создалось первым. А вслед за ним и «Мышкинское благотворительное общество в Петербурге». Оно заявило, что его целью является «доставление средств к улучшению материального быта и нравственного состояния впавших в бедность жителей города Мышкина и его уезда без различия пола, возраста, состояния и вероисповедания, за исключением иудейского исповедания».

Инициатором создания общества стал уроженец села Прилуки Мышкинского уезда Н.А. Булдаков.

Булдаков был личностью яркой и замечательной. Круг его интересов отличался редкостной широтой - от торговых дел до благотворительности и занятий метеорологией. Кстати, метеорологом он был весьма известным!

Его земляческую идею поддержали многие мышкинские питерщики, а особенно трое мышкинских трактиро-владельцев А.Ф. Морозов, А.В. Шувалов и Г1.Ф. Морозов. Они впоследствии стали бессменными членами правления Общества.

13 марта 1903 года под председательством Н.А. Булдакова состоялось учредительное собрание членов нашего Общества. Сразу же в учредительный фонд собрали три тысячи рублей и учредили отделы в Москве и Мышкине.

Обязанности руководства московским отделом приняли на себя братья Николай и Дмитрий Смирновы (всемирно известная фирма «Пётр Смирнов»), а в Мышкине за это взялись уездный предводитель дворянства А.А. Тютчев и городской голова Н.И. Зайцев.

Избирается в почётные члены Общества архиепископ Ставропольский Агафодор (а нужно помнить, что он долгие годы служил прежде в Мышкинском уезде и в самом городе Мышкине). Избирается о. Иоанн Кронштадтский (а нужно помнить, что он несколько раз побывал в нашем уезде и имел здесь верных учеников и последователей).

А также избираются почётными членами сенатор Н.А. Зиновьев, редакторы и сотрудники столичных газет и журналов М.Г. Кривошлык, В.А. Бонди, Н.А. Скроботов, но самыми истинными и преданными членами Общества стали, конечно, уроженцы города Мышкина и его уезда. Это купец А.А. Васильев, торговец обоями Н.К. Власов, содержатель кухмистерской И.В. Воинов, торговец мануфактурой П.Я. Кочешков и многие-многие другие. Перечислить всех было бы весьма затруднительно, так единодушно было желание помогать нуждающимся землякам волей судеб оказавшихся на берегах Невы.

УСПЕШНЫЕ ДЕДА

Министерство внутренних дел утверждает Устав Общества, цель которого - «оказание материальной помощи уроженцам города Мышкина и его уезда, впавшим в бедность. Предполагается устройство приюта - убежища для лиц, приезжающих в столицу на заработки».

16 ноября под председательством Н.И. Морозова состоялось общее собрание, был заслушан отчёт правления нового Общества, где было сказано, что «Общество, возникшее лишь в марте сего года, насчитывает уже двести членов и обладает капиталом в полторы тысячи рублей».

С годами Общество развивалось и крепло, уже к лету 1905 года в этом Обществе четыреста человек. Оно активно действует; устраивает благотворительные вечера, спектакли, концерты для сбора средств, на которых выступают самодеятельные артисты, члены Общества.

Его люди занимаются торговлей, предоставляют свои магазины для сбора денег, для этого в помещениях устанавливаются кружки для сбора денег и этим способом удаётся собирать ощутимые суммы.

Общество отмечает своих активных членов. Так председателю Общества Н.А. Булдакову от жителей города Мышкина и от жителей его родного села Прилуки были поднесены адрес и золотой жетон за его двадцатипятилетнюю плодотворную работу. Общество много сделало для своих неимущих земляков. И, конечно, сделало бы и больше, но в 1918 году постановлением Совета Народных Комиссаров оно было закрыто навсегда, как и тысячи подобных ему обществ по всей России. Вот так и случился громадный перерыв в нашей земляческой работе.

НОВЫЕ ВРЕМЕНА

Возрождение земляческих дел началось с создания маленького общественного объединения «Мышкинское купечество». Оно включало потомков здешних прежних купеческих фамилий. И это объединение стало первым маячком, на призывы которого стали откликаться люди с Мышкином когда-то связанные, и те, чьи предки здесь жили и трудились. И вскоре стало понятно, что эти отклики приходят от людей самых разных сословных происхождений. Стало понятно, что нам надлежит работать шире, не замыкаясь в рамках купеческой среды.

Вот тогда мы и пришли к решению возрождать «Землячество». Первая встреча «Землячества» состоялась у нас в Мышкине, в «Тютчевском доме» в 2011 году'. Приняли решение сделать наши встречи традиционными, ежегодными, а все их труды издавать сборниками к каждой очередной встрече.

И вот у нас ожидается уже четвёртая встреча, у нас вышли два сборника трудов «Землячества» и к нашему традиционному мероприятию у нас выйдет третий выпуск «Мышкинского землячества». Каково их содержание? А вот для этого лучше всего обратиться к ним самим!

Г. Махаев.



«ЗЕМЛЯЧЕСТВО» В ТРУДАХ И ДНЯХ

...Какой мотив чаще всего звучит в работе нашего «Мышкинского землячества? » Наверное, это мотив воспоминаний. Они царствуют едва не во всём — и в переписке «Землячества», и в малых «рабочих» встречах, и на наших ежегодных общих конференциях. Воспоминания эти весьма различны. Одни из них выливаются в текстовые работы, приближающиеся к законченным краеведческим или генеалогическим исследованиям, другие способны поместиться всего-то на почтовой открытке или строчках телефонной «СМС»! Но их всех сближает обращение к родному прошлому, к родным истокам.

К объёмным и детальным исследованиям о своём роде нужно отнести, например материалы Э.В. Ханутиной, начинающиеся с истории семьи крестьян Оглоблиных и приводящие искатели в наши современные дни.

Эта работа прописана тщательно, со вниманием к каждому из своих предков, она сопровождена хорошим набором фотографий и, конечно, способна стать и для потомков и для земляков подлинной настольной книгой для изучения дней жизни одной русской семьи.

О своей родословной рассказывает Зоя Владимировна Ханутина из Петербурга

А порой изыскания наших друзей, членов « Землячества» выходят далеко за рамки семейных хроник и приводят к серьёзному и глубокому сбору сведений о своём родном селении или даже значительной сельской округе. К таким работам наших товарищей нужно отнести большое краеведческое исследование Л. П. Груздевой, посвящённое селу Еремейцеву и его окрестностям.

Автор посвятила ему много лет, она углублённо занималась изучением, как давних публикаций, так и большого числа архивных материалов. И конечно, она с большим вниманием и уважением относилась к сведениям устной истории, не пренебрегая ни точными сообщениями — ни эхом легендарных отзвуков прошлого.

Нов центре большинства исканий членов «Землячества» конечно, остаётся семья. Это, так сказать, главный стержень их земляческой работы. И в таких исследованиях наши товарищи делают большие и значительные успехи.

Среди них результаты исследований О.Ф. Краузе о своём предке, флагманском артиллеристе русской эскадры Ф.Н. Берсеневе; среди них находки Э.В. Гарина о своих корнях на мышкинской земле; средь них сведения Е.Я. Новиковой о старинной мышкинской семье Смирновых и многие другие.

...Материалы членов «Мышкинского Землячества» - это всегда богатая россыпь интересных сведений о прошлом. Безусловно, очень многое из них касается именно семейных событий и именно семейных «героев» и деятелей. Но нередко наши исследователи в своих трудах выходят далеко за эти пределы и приносят в «копилку» нашего краеведческого сообщества замечательные факты как поселенческого, так и районного и уездного масштаба и значения.

К таким материалам мы с удовольствием относим, например, сведения Л.П. Груздевой о мышкинце, Герое Социалистического Труда Теляковском. К таким воспоминаниям мы относим материал С.С.Отвагиной о заслуженном враче республики Дмитрии Леонидовиче Соколове.

Зал «Тютчевского дома внимателен к каждому сообщению...

Земляческие труды многообразны. Им случается обращаться и к такому любопытному масштабному явлению как история одного дома и бытия живущих в нём семей. Например, объектом таких поисков и исследований оказался один из домов нашего города. Это дом номер пять на улице Алексеевской (Орджоникидзе) Ему посвятили свои искания несколько членов «Землячества».

Генеалогические и краеведческие занятия наших товарищей это непрерывный путь всё углубляющегося знакомства с временем и его людьми. Приведём один такой пример. Наша землячка жительница города Мышкина Е.Н. Львова обратилась к жизни своих родителей, затем перешла ко времени дедов и прадедов, познакомилась с линиями родственных семей и обрела на этих путях множество примечательных и очень живых подробностей. Но её удача заключалась не только в этом!

Документы из прошлого - это всегда интересно!

Такой углублённый поиск нередко приводит к находкам весьма значительным, опять же выходящим за рамки семейного прошлого. Так случилось и у Елены Николаевны. Она отыскала ряд фактов связи с замечательной мышкинской семьёй благотворителей Смирновых и связями своего отца со славным мышкинцем, Героем Советского Союза Сергеем Александровичем Самковым.

И мы хотим особое внимание уделить поискам членов «Мышкинского землячества», охватывающим такое чисто русское историческое и социальное явление как колхозная жизнь. Эта гигантская эпоха русской истории, трагическим и прекрасным советом высветившая всю судьбу русского крестьянства, как никакие другие, нуждается в нашем внимании. Но нужно признать, что именно она и оказывается во многом обделённой вниманием историков и краеведов. И очень хотелось бы сохранить ещё имеющуюся память.

И примечательные шаги в этом направлении наше «Землячество» имеет. К этой теме нередко приходит член «Землячества» В.М. Мозжухин, его сердечно привлекает это прошлое его родимых селений Учма и Палкино. И к этой теме с большой творческой удачей подошла наша землячка В.В. Шарапова. Мы очень высоко оцениваем обращение к такой теме и к такой эпохе и будем рады всем исследованиям наших друзей на этом направлении.

«Землячество» работает в широком диапазоне поисков. И в нём оно всегда уделяет внимание не только материалам документальной и устной истории. «Землячество» живо интересуется творческими делами мышкинцев а особенно народным литературным творчеством, в частности, частушками.

Выступает Елена Николаевна Стулова (Столбова)

Малую часть таких, материалов мы уже опубликовали ещё в первом выпуске трудов «Мышкинского Землячества». Это был свод частушек, бытовавших в заволжской деревне Шалимово, собранных её жительницей З.А. Гусевой. И собрание этих ярких свидетельств народного мероприятия мы, конечно, продолжим.

Будни «Землячества» порой дарят нам яркие и интересные встречи. Так недавно к нам прилетело письмо из Краснодара, в котором автор Н.Н. Смирнова просит помочь в поиске родовых корней своей семьи. И ведь удача случилась! Мы верно адресовали этот поиск в Костромскую область.

Также совсем недавно мы получили два поэтических сборника потомков мышкинских купцов Серебряковых. И такая «перекличка» приятна и содержательна.

А вот и случай ещё более яркий. В очередной музейный день один из музеев нашего комплекса («Махаев двор») как обычно вёл приём посетителей. И очередные гости, осматривая экспозицию, вдруг заговорили с немалым знанием о роде мышкинских купцов Махаевых. Наши сотрудники заинтересовались — откуда у них такие прекрасные познания?!

- Да как же! Я ведь Галина Геннадьевна Махаева, внучка купца Ивана Капитоновича Махаева!

Наши сотрудники изумлённо всплеснули руками: «Ой! Надо же! Сейчас пошлём за нашим создателем этого музея, он ведь тоже Махаев! Геннадий Иванович!

Создатель купеческого музея срочно прибыл, и двоюродные брат и сестра взволнованно обнялись и наперебой заговорили. Это и понятно, ведь не виделись чуть не полвека! Вспыхнули и расцвели воспоминания... И о жизни в Ленинграде на улице шестой Красноармейской... И о мышкинском прошлом всех Махаевых... И даже о прелестном маленьком паруснике, на котором её папенька когда-то катал мышкинских девушек по Волге ещё в далёкие двадцатые годы прошлого века!

Ой, работа «Землячества» это всегда мир удивительных и трогательных воспоминаний. Мы не имеем и малой доли возможностей рассказать о всех их и передаём «слово» некоторым фотографиям, отражающим события наших общих встреч!



ПАМЯТЬ И ПАМЯТНИК

Город и вечность

Каждый исторический город напитан памятью прошлого, воплощённой в зданиях, улицах, монументах и даже в самом сложившемся за долгие столетия культурном ландшафте. Но город - это единый большой организм, который живёт, развивается, изменяется. Развитие и неразрывно связанные с ним изменения естественны и неизбежны. Но кроме жизненных благ и бытовых удобств они нередко несут с собой и опасность утрат. А в первую очередь утрат издревле сложившихся достоинств, красот, достопримечательностей.

А потому общество исторического города с большим вниманием и осмотрительностью должно относиться к любым градостроительным вторжениям в облик старинной части застройки. Эта внимательность должна быть в полной мере проявлена как при строительстве и реконструкции жилых и общественных зданий, так и при благоустроительных работах. И даже при создании памятников, посвящённых великим событиям или великим соотечественникам. Это важно для любого исторического города, а в том числе и для нашего Мышкина. Тем более, что в вопросах размещения монументальных памятников мы имеем не только большие удачи, но и явные неудачи. Так если создание Мемориала Победы стало нашим замечательным достижением, то размещение памятника В.И Ленину на месте Никольской часовни было грубым и вызывающим нарушением исторических и духовных норм и в конечном счёте стало безусловной градостроительной ошибкой, которую следует исправить.

Для чего мы сегодня обратились к этой теме? Причина такого обращения весьма существенна. Многие граждане нашего города и нашего района уже не в первый раз выступают с инициативой создания памятника Женщине-матери и труженице, чьими великими самоотверженностью и трудом в Великую Отечественную войну держался тыл, кормилась армия, сохранялась жизнь на русской земле.

Замысел прекрасный, но прекрасным должна быть и его реализация. В этом случае мы все должны хорошо подумать над местом и обликом монумента.

И эта размыслительная работа уже идёт. И предварительное обсуждение того и другого вовлекает в свои занятия всё большее число людей. Есть интересные и разумные мысли и предложения. Наша газета сегодня публикует одно из весьма содержательных выступлений по этой тематике. Свою точку зрения высказывает председатель районного объединения краеведов «Мышкин» Олег Борисович Карсаков.

Любое монументальное произведение искусства - есть объект пространственный, то есть находящийся в определенной среде его окружающей (город или ландшафт), и одновременно, формирующий это пространство, становясь его смыслополагающим узлом. Предполагаемый памятник «женщине-матери» инициативная группа ветеранов желала бы установить на реконструированной части бульвара в устье Гремучего ручья на берегу Волги. Что по этому поводу можно сказать?

1. Это обращение к главной реке страны, её национальной мифологеме подсказывает, что и главной образной идеей памятника должна быть направленность к миру в широком смысле культурного диалога с ним. Диалог предусматривает понятный, очевидный (без посредника) язык общения, обращенный к культурным архетипам, духовным установкам личности, в том числе это относится и к современному информационному обществу, «вооружённому» компьютерами и гаджетами.

Позиционирование «на Волгу» важный элемент идентичности города, его мировоззренческий манифест. Например, это памятники, обращенные на Волгу в верхневолжских городах: г.Калязин - памятник великому русскому святому Макарию Калязинскому; в Рыбинске памятники «Бурлаку», великому советскому поэту Льву Ошанину («Солнечный круг, небо вокруг...») и непобедимому флотоводцу Ф Ф.Ушакову, в г. Ярославле - памятник тысячелетию Ярославля, что на «стрелке»; в Костроме - памятник Ивану Сусанину; в Плесе - памятник великому художнику-пейзажисту И.Левитану, и т.д. То есть памятник должен обладать двумя качествами: известностью транслируемого образа в масштабах страны, его слитностью с речным волжским простором и самовыражением «места», своеобразным ответом на вопрос «С чего начинается Родина?».

2. Памятник - это ещё и серьезная градостроительная задача, которая решается через выявление соотношения доминантных и смысловых, средовых нагрузок на устоявшееся городское пространство. Левый мыс устья Гремучего ручья в местной топонимике имел своё название - «стрелка». До современной реконструкции набережной он являлся художественно выразительным уголком города, любимым художниками и фотографами, о чем они очень сожалеют. В прошлом на этом месте располагалось одно из местонахождений предметов древности. В городские времена его яркой особенностью была усадьба-замок мышкинского городского головы купца Н.И.Зайцева. В советское время место было отмечено башней водокачки и причалом для речного трамвая.

Таким образом, «стрелка» несет на себе заметную историческую и градостроительную традицию. Соответственно, избранное место выдвигает собственные требования к сооружению памятника. На наш взгляд они аккумулируются в том, что место должно сохранять свою привлекательность для жителей, быть самодостаточным в макрорамках всей линии набережной города и в микрорамках конкретного уголка. Соответственно, этот мыс требует не только установки одной скульптуры, желательно не огромной по размерам (или композиции), а создания вокруг неё смотровой площадки или площадки для отдыха.

Главным препятствием здесь является, на наш взгляд, идейное решение памятника, обращённое к узко военному времени Близость «стрелки» к Мемориалу войны, в определенном смысле «размывает» значение обоих объектов.

Одновременно огромная часть города, по сути, вся набережная вместе с будущим Музеем боевой и трудовой славы, будет подчинена единственной исторической эпохе (Великой, но единственной) Великой Отечественной войне. Но Мышкин, увы, не город-герой, да и опыт устранения из нашей памяти всего исторического опыта народа мы уже проходили, закончился он печально; крушением большой страны, Советского Союза. То есть ни в коем случае нельзя зауживать и жестко ограничивать исторические смыслы, иначе памятник перестанет говорить о прошлом с настоящим и не будет обращен в будущее.

Однако, проблема эта вполне может быть решаема, если художественный акцент сместится не в сторону военной атрибутики и символики, а в сторону семьи, духовного женского начала, если угодно, и родины - матери И здесь данная часть города вполне подходит из-за близости воскресной школы и музея семьи. Так может сложиться единый культурный комплекс с центром на «стрелке». И очень важно, чтобы скульптура (или композиция) несли в себе мотив, например, святых Петра и Февроньи Муромских, или Веры, Надежды и Любви и Матери их Софии...

3. Какое может быть художественное решение памятника: антропоморфное, аллегорическое (знаки и символы), или же включающее то и другое? Конечно, это зависит от заказчиков и скульптора. Исходя из местоположения памятника, мы обратили бы внимание на то, что он органично становится частью рекреационной (прогулочной) зоны Верхнего бульвара, соответственно и выбор пластического языка диктуется этим движением - хронотопом, соразмерностью и созвучностью этому настроению пути. То есть видится образ антропоморфный, наделённый внешним, либо «внутренним» движением, своеобразный спутник. Такое решение ближе всего к городской скульптуре. У неё тоже есть при определенных условиях свои недостатки, а именно пространственные камерность, локальность. Со стороны Волги такая композиция потребует дополнительных акцентов, выделяющих её в волжском фасаде Мышкина. С другой стороны, памятник больших размеров и объемов, выбивающийся из линии фасадов и крыш, по примеру скульптуры «матери-Волги» на рыбинских шлюзах или советских военных мемориалов, так же разрушителен для традиционного городского ландшафта своей нарочитой определенностью и однозначностью.

4. Смысл памятника заключается в нашем искреннем вопрошании к истории и вечности, а значит это - максимально долгосрочный проект, направленный не только на то, чтобы утешить память только одного поколения людей, в данном случае ветеранов, (честь им и хвала). Он должен мотивировать эту память на каждом временном отрезке, в том числе и когда живая память свидетелей прекратится.

Добиться этого можно, по нашему мнению, в том случае, когда наш памятник будет предельно конкретен, будет обладать собственной (мышкинской) историей соизмеримой по культурному итогу с вершинами достижения нации. Такой пример, когда реальность и история военной поры воплотилась в Мышкине в художественную форму уникального гуманистического опыта всероссийского масштаба, есть - это фильм «Родная кровь». Вся история съемок этого кино о нас - мышкинцах, какими мы человечными были на войне и в тылу, и какими мы счастливыми хотели жить после войны. Мы же всё это и воплотили в кадре. В фильме его главной героиней (актриса Вия Артмане) по сути подсказана масса художественных, искренних по своей естественности, образов русской женщины, которые предстают готовыми прообразами для столь необходимых для нашего памятника художественных решений. Это поможет придать новое качество памятнику, его использованию в туристическо-экскурсионном деле. Более того, сама актриса - это тоже мышкинская история. И если её образ через памятник будет смотреть с нашего нового бульвара на Волгу и беседовать с большим миром России, мы не погрешим перед памятью наших матерей и бабушек.

Думается, этот подход объединяет все вышеизложенные направления: диалоговое, градостроительное, художественное и духовно-историческое.

О.Б. Карсаков, председатель РОО краеведов «Мышкин».

На снимках: «Алёша» нашего Мемориала Победы - это большая творческая удача скульптора С.В. Скалы.

Георгиевская часовня в Мышкине имеет суровый и героический мемориальный характер.

Памятник И.Д. Папанину в академическом городке Борок прост и значителен.

Мишка в нашем Сицком саду - это милый и забавный образ парковой скульптуры.



БАЛ... ВО МНОГИХ ОЦЕНКАХ

Очередной «Мышкинский Уездный бал» просиял, прошумел в нашем «Тютчевском доме». Его, как обычно, готовили и вели сотрудники Народного музея и Дома детского творчества. Он порадовал гостей и участников и своим интересным содержанием, и творческими находками устроителей, и непринуждённым весельем всех собравшихся.

В прошлый раз мы подробно рассказали о всех главных красотах и радостях бала, а сейчас мы желаем поступить по другому. Мы хотим отметить главные ценности этого традиционного мышкинского события. Давайте вместе по-рассуждаем о них.

ВЕКОВАЯ ТРАДИЦИЯ.

Мышкин - старинный культурный центр, издавна известный в жизни русской Провинции и здесь всегда было много своих местных культурных ценностей. Так здесь действовала первая научная общедоступная библиотека Ярославии. Здесь работало уникальное книжное издательство. Здесь встречались многие замечательные русские люди. Много всего красивого и разумного было в той жизни нашего города. И одной из составляющих этой яркой красоты были городские и уездные балы.

Уездный бал собирал к себе всех культурных людей с обширного Мышкинского уезда и каждый раз становился большим событием местной жизни. Нередко в нём участвовали и соседи-угличане, мологжане, рыбинцы. Бал являлся не только подлинным праздником, а и важным местом общения, и серьёзной школой хороших манер.

Всё это было и в XVIII и в XIX веках, и в начале XX века. Потом историческая судьба России прервала эту линию жизни. И вот в XXI веке в Мышкине снова гремят и блистают балы. И традиция, родившаяся ещё в XVIII столетия, у нас снова полнокровно живёт. И она вновь обрела силу и значимость важной составляющей всей нашей общественной жизни.

БАЛ УЧИТ!

Мы уже сказали, что старинные балы всегда оказывались полезной школой хороших манер. Более того, бал очень много давал для верного поведения не только на празднике, а и во многих иных случаях русской жизни. Бал всегда умел выявлять красоту бытия на Земле и красоту человека. Он и сегодня способен на время отстранить всё повседневное и порой совсем нерадостное и всем показать, что в основе своей и сами люди и их пребывание на Земле могут и должны быть очень красивыми и радующими душу.

И в целом бал умеет повышать уровень культуры общества и обогащать содержание его дней. Что говорить, в обыкновенной повседневности нашей порой не хватает высоких качеств в отношениях человеческих. Порой мы упрощаем их до полного огрубления и до полной потери красоты. А балу посильно дарить людям благородство высокого общения.

БАЛ-ИСТОРИЧЕН.

Да, мышкинским балам всегда было свойственно соединять время новое со временем прошедшим. Они умели налаживать «мостики» между эпохами в русской культуре. Так в мышкинских балах начала XIX века кроме нарядов пушкинских лет можно было видеть также мундиры и платья ещё екатерининской эпохи, можно было слышать любезности и видеть манеры «екатерининских орлов». И всё это оказывалось исторически родным, и всё это объединяло разные российские времена в один поток национальной жизни.

И нынешние мышкинские «Уездные балы» немало обращены к родному прошлому. Сегодня их персонажи напоминают о давних мышкинских дворянских и купеческих родах, здесь играют роли их представителей, заявляют о незабытых старинных заслугах.

Бал ярко напоминает и общую русскую и местную мышкинскую историю. Так было и на этот раз. Многие его персонажи красиво приносили на бал воспоминания о прошлом, а особенно ярки, убедительны были Г.И. Махаев в купеческой роли и А.Н. Романов в облике пароходчика Ладеева.

Бал, о котором мы сейчас говорим, привлёк к участию многих наших самодеятельных артистов, ожививших для нас образы мышкинских купцов и купчих, фонарщиков, лихачей-извозчиков и других героев отшумевшей жизни XIX века. И все они были исполнителями живыми, интересными, запоминающимися, а особенно впечатлили С.Е. Базырина и Н. А. Кирюшин. Казалось, давно ушедший век вдруг дохнул на нас...

БАЛ-ДЕЛО ТВОРЧЕСКОЕ!

Не будем повторяться в деталях, ведь в одной из наших публикаций о балах 1 предыдущих мы уже немало сказали о таком их качестве. Но и об этом его качестве мы не можем сегодня полностью умолчать. И так, о творческом подходе. Бал истинно великолепен в каждом своём «узелке». Вот и нынче бал порадовал богатой россыпью танцев, музыки, декламации, конкурсов, игр, сообщающих моментов. Да, бал включает и умелое сообщение ценной исторической информации о прошлом и умеет увязывать его с настоящим.

То есть и на этот раз мы могли с удовольствием убедиться в том, что наш бал всегда ищет, экспериментирует, творит и этим прекрасно вливается в общий творческий лад жизни города. Это прекрасное общественное явление - смелое, красивое, развивающееся.

БАЛ — ВЕЧЕН!

Да, эта мысль невольно и сразу I приходит в сознание, когда видишь, как по парадной I лестнице «Тютчевского дома» торжественно I поднимаются в своих эффектных нарядах и молодые 1 красавицы, и юные прелестницы, и дамы весьма I почтенного возраста. И тут же шествуют мужчины | самых разных возрастов и взбегают шустрые мальчишки. Тут самые разные мышкари - от учеников начальной школы до глубоких ветеранов. Бал — это | событие и радость для всех возрастов!

На бал прибыли мышкинцы - стуценты из соседних 1 городов и не просто прибыли, а явились во всём блеске бальных нарядов и своих уже твердых праздничных умений и навыков общения. И их появление сразу прибавило света и блеска «Уездному балу».

И как всегда, в нём приняли участие наши соседи волжане, порадовав и своими умениями, и способностью легко и красиво включаться в поток праздничного действа. И впервые участвовали гости из Заволжья, из Кирьяновской средней школы, на бал приехала целая делегация и, в свою очередь, они добавили балу красоты и радости.

И впервые прилетела весточка из Брейтова - гам тоже заинтересовались нашим «Уездным балом». Полюбопытствовали, как и где мы его проводим. То есть «география» наших балов расширяется, и это тоже не может не радовать.

И уж ежели мы говорим о вечности бала и его живых связях с окружающим миром, то как не сказать об его особом ярком и радостном моменте! В самый разгар веселья ведущая на миг остановила его ход и объявила, что на наш бал пришёл участник проходящих в Мышкине российских соревнований по борьбе КУДО Сергей Нуйя. Он защищал спортивную честь города и района и стал вторым призёром соревнований!

Обвал поздравлений обрушился на героя, сразу оказавшегося в центре внимания. Ведь в целом на балу есть место всему доброму и светлому, не случайно же он - вечен!

На снимках:

... И зазвучал его величество Вальс! Пара за парой в вихре нестареющей вечной красоты...

... Таким был парадный выход всех участников танцев!

А вот так выглядела группа ведущих, у них было много дела и много радостей!

Бал собирает участников всех возрастов. Юным - танцы, пожилым - увлекательный обмен впечатлениями!

Ведущая (М.В. Кайкова) и пароходчик Ладеев (А.Н. Романов)

... Кого только нет на балу! Вот здесь и «его степенство» купец второй гильдии И.К. Махаев!



Уважаемые читатели!
Использование наших материалов в публикациях, лекционной, экскурсионной и иных видах массовой деятельности следует вести лишь со ссылкой на «Мышгород».




Редактор газеты «Мышгород» - В. А. Гречухин,
член–корр. Петровской Академии наук и искусств,
г. Мышкин

Предыдущий
номер
Наверх
Выпуск 51 , июнь 2014
© Мышкинский народный музей,
2005-2014
Внимание! При использовании размещенных на сайте материалов ссылка на сайт
Народного музея обязательна!
myshgorod@rambler.ru