Вернуться на главную страницу Все номера "Мышгорода" Контактная информация

Предыдущий
номер
№04 Выпуск 61
апрель 2015 г.

номер газеты посвящен II АГАФОДОРОВСКИМ ЧТЕНИЯМ

Митрополит Агафодор- (1837 — 1919) — это один из замечательных деятелей Русской Православной Церкви. Он прошёл трудный и славный путь от безвестного и беднейшего бытия до высокого духовного сана и большой известности. Митрополит Агафодор стяжал благодарную память россиян как беззаветный труженик Церкви, благородный учитель и просветитель русских людей и как верный гражданин нашего Отечества, прошедший свои земные дни в заботах об его разумном обустройстве.

Владыка Агафодор замечательно руководил Балахнинской, Сухумской, а потом долгие годы Ставропольской епархиями. Его хорошо знали не только как сильного и мудрого правителя духовных дел, но и как видного педагога, литератора и общественного деятеля. Его творческое наследие до сих пор сохраняет свою ценность, а его жизнь стала для современных россиян достойным примером для подражания и изучения.

А нашему мышкинскому краю память о Владыке Агафодоре особенно дорога и близка. Здесь он отдал Служению Господу Богу и заботам о людях около тридцати лет своей жизни. Из них 23 года он был настоятелем храма села Воскресенское — Нелединщино Мышкинского уезда и около четырёх лет он служил в Успенском соборе города Мышкина. И мышкинцы хорошо помнят об этом.

Стараниями нашего благочинного о. Александра и прихода Успенского собора по благословлению Владыки Рыбинского и Угличского епископа Вениамина в нашем городе учреждён духовно-просветительный центр имени митрополита Агафодора и проходят духовно-исторические Агафодоровские чтения. Сегодня они проводятся во второй раз. И редакция нашей газеты посвящает очередной её номер этой достойной теме.

МИТРОПОЛИТ АГАФОДОР. ЖИЗНЬ И СУДЬБА

В 2014 году исполнилось 95 лет со дня кончины выдающегося церковного деятеля митрополита Агафодора, в миру Павла Флегонтовича Преображенского.

НАЧАЛО ПУТИ. Родился он 15 декабря 1837 года в селе Спасское, что на реке Мяксе, Пошехонского уезда. Детство, отрочество и юность прошли сквозь суровую школу крайней бедности, тяжёлых лишений и раннего сиротства. Едва Павлику исполнилось шесть недель, как отец его, бедный церковный причётник, скончался, и мальчик остался сиротой на попечении матери безо всяких средств к существованию.

Его мать не пала духом и бралась за любую самую тяжёлую и малооплачиваемую работу, чтобы хоть как-то спасти семью. И она сумела не только вырастить сына, но и заложить в юное сердце черты полного послушания воле Божией, самоограничения и даже самоотречения. А главное — любви к ближнему и совершенной готовности всегда прийти на помощь всякому страдающему или попавшему в беду. Этими чертами освещалась вся его последующая жизнь и деятельность.

В 1848 году мальчика отдали в Пошехонское духовное училище, после которого он поступил в Ярославскую Духовную семинарию. Его учёба в Пошехонье протекала в великой бедности, крайних бытовых затруднениях и при самом суровом самоограничении.

Мальчик прошёл тяжёлое испытание, которое выдержал с честью. И в училище он всегда шёл первым учеником!

Первым он окончил семинарию в Ярославле, было это в 1860 году. В тот же год, 9 октября он рукоположен во священника. Перед ним была блистательная возможность как первому ученику поступать в Академию. Но он отказывается от такой возможности, ибо желает обеспечить и украсить своей заботой старческие дни своей одинокой несчастной матери.

И он отправляется на приход, служить Богу и людям. Приходом этим был один из самых дальних, два десятка селений вокруг села Воскресенское — Нелединщино Мышкинского уезда. Места отдалённые, глухие, непросвещённые. Но о. Павел, сам вышедший из народа, испытавший крайнюю бедность, сиротство, лишения и только упорным трудом пробившийся к свету образования и духовности, весь отдался своей пастве, её просвещению и её нуждам.

ТРУДЫ НАСТОЯТЕЛЬСКИЕ. Его

прихожане жили трудно и скудно. Многое мешало успешности бытия. Прежде всего, темнота, невежество даже в знании основных истин христианства. И вот на научение своих пасомых истинам христианской веры молодой священник и направил всю свою деятельность. Он пользовался любым случаем для духовного поучения, и его авторитет вскоре стал очень высоким.

Другой заботой отца Павла в целях просвещения прихода было устройство школ для крестьянских детей. В первой открытой им школе он сам и учительствовал. А потом он открыл несколько таких школ и долгое время содержал их на свои очень скромные средства, обеспечивая всем — от тепла и света до учебных принадлежностей и учебников. Эта деятельность была поистине самоотверженной и душевно прекрасной.

Затем под руководством и по инициативе настоятеля было создано Воскресенское церковноприходское попечительство. И это попечительство стало делать поистине замечательные дела, оно помогало крестьянам во всех горестных случаях их жизни — от пожара до неурожая. Это были замечательно важные и нужные дела, которые творились в самой гуще народной жизни.

Картина трудов настоятеля этого храма была необычайно обширной и яркой — там можно увидать очень и очень многое, от создания благочиннической библиотеки до строительства новых храмовых зданий. Человек пребывал в трудном и счастливом ежедневном творчестве, он трудился и созидал, он просвещал и сплачивал людей.

Важным следствием просветительской и объединяющей деятельности о. Павла было, например то, что за всё время его священства в этом приходе не появилось ни одного сектанта и ни одного раскольника. И его труды были достойно оценены, с 1877 года он облечён властью и обязанностями благочинного и уделил много времени помощи сельским священникам и в немалой мер воспитанию их и пробуждению у них такого же большого желания улучшать жизнь народа.

В МЫШКИНЕ. В 1884 году, после двадцати трёхлетней службы на селе о. Павла перевели в город Мышкин, и он здесь стал настоятелем Успенского собора, и был возведён в сан протоиерея. Для мышкинцев он был отнюдь не новым человеком, причт городских церквей его знал очень и очень хорошо. А прихожане? А они были наслышаны о нём как о добром пастыре, ревностном проповеднике и неустанном радетеле о народном образовании и благополучии. А и сам отец Павел нередко бывал в Мышкине, а с 1881 года пребывая в должности благочинного, он принимал широкое участие в духовно-нравственной жизни

города.

Поэтому он быстро разобрался в приходских делах и озаботился рядом важных начинаний, одним из которых был капитальный ремонт храма. Он глубоко вникал во все стороны приходской жизни — не упуская из вида ни попечительских трудов — ни занятий соборного хора, ни педагогических исканий.

Новым и весьма значительным делом отца Павла в Мышкине явилась организация внебогослужебных собеседований при Успенском соборе. Он сам вёл эти собеседования по особой выработанной им программе. Мысль о такой форме духовного просвещения населения для того времени была новой, она отвечала настроениям русского общества. Первые опыты такой деятельности были сделаны в Петербурге в 1880 — 81 годах, но они ещё не успели обрести широкого распространения по стране. Даже и в крупных городах они ещё не проводились. А в Мышкине они действовали и проявили свою большую полезность.

Эти собеседования, открытые о. Павлом при Успенском соборе, велись по воскресным и праздничным дням после вечерни. Они привлекали много благочестивых христиан из интеллигенции, но ещё больше из мещан, крестьян, рабочих с пристаней, давая возможность провести время по-христиански.

Чтобы верней и успешней привлекать людей в храм Божий о. Павел устроил себе хороший хор, который своим стройным пением придавал церковной службе стройность и благостность и повышал молитвенное настроение.

Нужно отметить, что в конце восьмидесятых годов в России во всех лучших духовных центрах наблюдалось стремление поднять церковное пение, и о. Павел был в этом деле одним из первых настоятелей, ведущих дело очень современно и успешно.

(успенский собор)

Плодотворная деятельность протоиерея Успенского собора, конечно, не могла остаться незамеченной и невознаграждённой. 10 марта 1885 года ему «за примерно ревностную епархиальную службу преподано благословление Святого Синода с выдачей на сие грамоты». А 13 апреля 1886 года он всемилостивейше причислен к ордену Святой Анны 3 степени.

Как и прежде о. Павел уделял большое внимание вопросам народного образования. Вскоре по приезду в Мышкин, 17 июня 1884 года он избран членом Уездного училищного Совета, а с 10 сентября 1885 года он становится наблюдателем церковноприходских школ всего уезда. Активная творческая духовная деятельность протоиерея Преображенского вскоре стала предметом внимания Высшей Духовной власти. В 1887 году он приглашён в Петербург на заседание училищного Совета при Святейшем Синоде, где сделал живое и обстоятельное сообщение о положении церковно-приходских школ во вверенном его наблюдению округе.

Училищный Совет при Святейшем Синоде 13 июня 1887 года определил наградить о. Павла «за особо ревностное отношение к делу устроения школ в Мышкинском уезде» книгой «Библия».

И так, к началу 1888 года протоиерей Павел Преображенский не был уже безвестным провинциальным сельским священником, каких много на Руси; его знали, об его деятельности говорили не только на месте его служения, но и в столице и во многих иных местах России.

В БАЛАХНЕ. Высокопреосвященный Ионафан, архиепископ Ярославский и Ростовский знал протоиерея Преображенского лично и высоко ценил его заслуги. Он знал строго подвижническую жизнь и предлагал ему принять иноческий сан. Отец Павел к тому времени был уже вдовцом... И вот в 1888 году 1 февраля он принимает монашество с именем Агафодора, а уже второго февраля Высочайше утверждённым докладом Святейшего Синода архимандрит Агафодор назначается епископом Балахнинским, викарием Нижегородской епархии.

24 февраля 1888 года в соборной церкви Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры, собором одиннадцати архипастырей с редкой торжественностью была совершена хиротония архимандрита Агафодора в епископа.

Вскоре после своей хиротонии, 6 марта Преосвященный Агафодор, епископ Балахнинский проследовал к месту своего назначения в Нижний Новгород. На этой кафедре он пробыл недолго, только три года. Но за это время он успел сделать многое. Уже в 1888 году епископ Агафодор основал в Нижнем Новгороде на свои собственные средства церковно-приходскую школу Свято-Владимирскую, в память 900-летия крещения Руси.

Другую такую же школу он создал при Вознесенском Печерском монастыре. Но главной его заботой стало приведения в полное и доброе благоустройство древнего, существующего с XIV столетия Печерского монастыря. Много забот он положил на это дело. Добрый след оставил Владыка Агафодор в Нижегородском крае.

В АБХАЗИИ. 2 марта 1891 года Агафодор был назначен епископом Сухумским. К тому времени Сухумская епархия пребывала в очень печальном состоянии. Её немногочисленные православные храмы находились в большом запустении, выглядели скудно и убого, архиерейский собор был очень маленьким, а архиерейского дома просто не существовало. Беднота во всём оказалась такая, что в ряде действующих церквей не имелось даже... царских врат. Их заменяли занавесочки ...

Владыка горячо взялся за работу, первым делом он расширил собор, устроил архиерейский дом и изыскал средства для беднейших церквей. Заботясь о материальных нуждах епархии, с не меньшей энергией он хлопотал и о духовных нуждах населения. В течение двухлетнего управления этой епархией Преосвященный Агафодор открыл в Абхазии двадцать две школы!

( Благовещенский кафедральный 1 собор в г. Сухуме )

А для упрочения и развития школьного дела он 27 декабря 1891 года учредил Сухумское епархиальное Александровское братство. И для перевода богослужебных книг на абхазский язык, епископ Агафодор в 1892 году основал особую переводческую комиссию. Много доброго сделал в Абхазии Владыка Агафодор. Но особенно замечательными оказались его миссионерские труды!

Учредив должность епархиального миссионера и определив на эту должность достойного труженика, сам он неустанно участвовал в миссионерской работе. Он часто ездил с миссионерами по самым глухим местам, призывая людей в лоно Православной Церкви. И имел очень большие успехи в привлечении абхазов к православию.

ВЛАДЫКА СТАВРОПОЛЬСКИЙ И КАВКАЗСКИЙ.

Это новый правительный статус епископа Агафодора, 17 июля 1893 года он назначен на эту большую и сложную епархию. На этой кафедре, так же как и на других, Агафодор в первую очередь обратил своё внимание на вопросы просвещения и воспитания паствы в духе Православной Церкви. И результаты его забот были прекрасными, за время его правления количество церковных школ здесь более чем удвоилось.

(Свято Андреевский храм)

Не забыты были и духовные учёбные заведения епархии. И здесь положение изменилось к гораздо лучшему. Особенно тревожила Агафодора недостаточность в большой епархии храмов и духовенства. И он добился выдающихся успехов, здесь было построено 240 новых храмов и три монастыря.

Всегда чуткий и внимательный к житейским бедам и несчастьям Преосвященный Агафодор обращал особое внимание на развитие и расширение разного рода благотворительных епархиальных учреждений, состоящих под его руководством и наблюдением. И щедрая благотворительная и религиозно-просветительская деятельность Агафодора выходила за пределы Ставропольской епархии. Он состоял почётным членом 35 различных благотворительных, учёных и просветительских обществ, братств и других учреждений, в том числе всех четырёх духовных Академий.

Отдаваясь всецело трудам по устроению верных ему епархий, Преосвященный находил время и для исследовательских и литературных занятий, являясь духовным писателем. Достаточно привести несколько примеров. Ещё будучи священником села Воскресенского, он много работает над замечательной книгой «Воскресенский храм и его приход Мышкинского уезда Ярославской губернии», которая издавалась не один раз. Она до сих пор очень ценна прекрасными сведениями о том времени.

Книга «Успенский Драндский монастырь в Абхазии, на Кавказе близ Сухума», а также «Катехизисные поучения о вере» и другие. «Наставления в законе Божием» для начальных училищ, эта книга особенно замечательна, ещё при жизни Агафодора она издавалась 48 раз! И ещё много иных трудов принадлежит перу Агафодора.

ДНИ ПОСЛЕДНИЕ.

6 мая 1907 года Агафодор был возведён в сан Архиепископа и награждён Священным Синодом. На этот раз наградой был бриллиантовый крест.

До конца своих дней Архиепископ Агафодор возглавлял Ставропольскую епархию и даже в страшные дни гражданской войны на юге, он был верен Святой Церкви и народу и честно исполнял свои пастырские обязанности.

В стране полыхал огонь безжалостной гражданской войны, в котором гибло, казалось, всё, что долгие века создавалось русскими людьми. И в эти дни на юге России священнослужители тех территорий собрались на свой собор, для обсуждения всего происшедшего и для определения своих трудов и путей в это небывало страшное время. Для проведения собора их пригласил в свою епархию Владыка Агафодор. Он был самым авторитетным среди иерархов южных территорий страны и на его зов собрались все, кто мог сюда добраться сквозь разлив несчастий, захлестнувших громадные территории России. Сам Владыка Агафодор был уже в весьма преклонном возрасте и страдал от нездоровья, но душой был со своими братьями во Христе.

И собор избрал его своим почётным председателем. А московская Патриархия 7 апреля 1919 года возвела его в сан митрополита. И это было последним признанием его великих трудов и последней земной наградой. Скончался митрополит Агафодор 18 июля 1919 года, оставив нам высокую память о своей примерной жизни и своих неустанных трудах для Отечества.

Г. Махаев. г. Мышкин.

ИСТОЧНИКИ:

«Исторический Вестник» 1916 г.

«Русские православные иерархи» 1893 — 1965 г. Куйбышев. 1965 г.

«Ставропольские Епархиальные Ведомости» 1912 — 1918 г.

Г. Шавельский. «Воспоминания» Нью-Йорк. 1954 г.

ИМЯ-НА ВЕКА

История России памятлива на все значительные события своей судьбы. Её страницы и главы сохраняют сведения обо всём значительном, что совершалось на русской земле и в её благие, и в её суровые годы. А кроме Событий она хранит и Имена. Ей не под силу сберечь имя каждого доброго россиянина, но она способна нести сквозь века и годы память о самых достойных и значительных наших соотечественниках. И среди них и память о митрополите Агафодоре.

Этот благородный деятель Русской Православной Церкви священствовал на мышкинской земле около тридцати лет и оставил глубокие и душевные воспоминания о себе. Из них для мышкинцев навсегда сложился образ мудрого настоятеля, самоотверженного просветителя, щедрого благотворителя. Обо всём этом полнозвучно говорило и прекрасное состояние храма в Воскресенском-Нелединщине, и открытие здесь школ, и постоянные попечительские заботы.

И даже покинув наш край и трудясь очень далеко от него, Преосвященный никогда не оставлял его своими заботами и участием. Сохранилось много свидетельств об его помощи местным храмам, местным крестьянским обществам, местным нуждающимся людям. На всякий зов о помощи Преосвященный откликался, присылая посильное вспомоществование.

И люди с глубокой сердечностью оценивая его прекрасные поступки, всегда знали и чувствовали, что несмотря на громадную отдалённость новых мест его служения, душой он всегда с ними. И они всегда числили его участником своих самых лучших дел. Так например, когда в Санкт-Петербурге создавалось «Мышкинское благотворительное общество» (одно из самых первых в России земляческих объединений), то его люди единогласно избрали Преосвященного почётным членом своего общества.

Обо всех своих лучших духовных и гражданских свершениях мышкинцы обычно сообщали своему духовному старшему Другу-писали они и в Нижний Новгород, и в Сухум, и в Ставрополь. А постоянная связь с ним священников сёл Воскресенское-Нелединщино, добрых преемников отца Павла Преображенского, и вообще никогда не прекращалась и была очень живой и содержательной. Преемники сообщали Преосвященному обо всём достойном, что им случилось совершить в духовной и гражданской жизни прихода.

Так было всегда, вплоть до «апокалипсиса» революции и гражданской войны и безбожных советских лет. Увы, та мрачная полоса жизни России растянулась на целых семь десятков лет... И многим казалось, что её безумные волны совсем смыли с нашей земли многое прекрасное, что освещало и хранило души людские. Казалось, что они смели и память о нашем Пастыре Добром, митрополите Агафодоре.

Но это совсем не так. Зло, до основания разрушившие десятки храмов мышкинской земли, стёршее с её лица сотни деревень, оказалось бессильным против народной памяти. Она сохранила, пронесла сквозь бездуховные годы, все живые сведения о делах лучших и достойнейших тружеников Русской Православной Церкви. И среди них сохранёнными остаются воспоминания о Преосвященном Агафодоре. И труды для их увековечения состоялись и исполнили своё назначение. Обратимся к лучшим их проявлениям.

ПЕРВОПРОХОДЦЕМ этой теме в Мышкине стал коренной мышкинец, краевед и литератор Г. И. Махаев. Геннадий Иванович первым обратился к материалам о служении и гражданской деятельности Преосвященного уже не на мышкинской земле. Ему принадлежат первые публикации об этом времени жизни нашего земляка и ему принадлежит сбор сведений о последнем этапе жизни митрополита Агафодора.

Геннадий Иванович не ограничился чисто теоретическими изысканиями, а обратился к широкому краеведческому общению по этой теме, а также решил исполнить некоторые мемориализационные работы. Для этого он на свои средства исполнил мемориальную доску для Успенского собора, которая вещала о былом служении в этом храме о. Павла Преображенского (в будущем митрополита Агафодора). Установку этого мемориального знака выполнил В.В.Тёркин, а отец Александр провёл её освящение и торжественное собрание прихожан.

***

ТЕМА жизни и судьбы Преосвященного не раз становилась предметом внимания мышкинских краеведческих мероприятий. Её касались по разным направлениям информации — от дел духовных до вопросов социальных. Наших краеведов интересовало многое, а в частности материалы о. Павла Преображенского, публиковавшиеся в губернских средствах массовой информации. Они позволяли рассмотреть и понять гражданские взгляды о. Павла, а также его роль и место в общественной жизни уезда.

***

ПЕРВЫЕ Агафодоровские чтения проводил приход Успенского собора по инициативе нашего благочинного о. Александра. Они собрали много участников из Мышкина, Углича и соседних сельских территорий. Выступавшие желали, возможно, полней осветить всю деятельность о. Павла в мышкинском крае, а особенно его духовно-просветительские труды.

***

ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫМ действием земляков Преосвященного стало недавнее переиздание его книги о храме села Воскресенское и его приходе. Это было сделано гражданами села Воскресенское Нелединщино (ныне Некоузского района). Они с глубоким уважением и большим вниманием повторили давнее дореволюционное издание и сделали его доступным всем интересующимся родным прошлым.

***

ВОСХИЩАЮЩИМИ ДУШУ стали работы по возрождению старинного прекрасного храма села Воскресенское-Нелединщино, в котором так много лет служил о. Павел (будущий митрополит Агафодор). Это прекрасное деяние всегда было мечтой одного из воскресенцев, Владимира Васильевича Солдатова. Он свято верил в достижение такой высокой цели и долго искал способы начать такую работу.

Уже работая главой сельского поселения, он обратился к одному из земляков, достойному предпринимателю и гражданину Волкову Дмитрию Анатольевичу с мыслью о возрождении храма.

Мысль светлая и сердечная! Но храм в Воскресенском-Неледищине - это громадное и сложное архитектурное создание, к тому же

перенёсшее поистине жуткие разрушения. Надо иметь храброе сердце и щедрую душу, чтобы решиться на восстановительные работы.

Ведь даже одна колокольня здешней церкви — это уже шедевр архитектурного творчества, и это исполинская громада затраченных материалов и средств, волей вдохновенных стараний давних строителей, вознесённая на головокружительную высоту. Как теперь пойти на восстановительные работы такого масштаба?!

Но к высокой чести мецената и гражданина Волкова он решился и пошёл и на необъятные траты, и на технические риски, и на спасение гибнущей святыни. Восстановительные работы начались, и они сейчас поражают и своим размахом и своей уверенной красотой. Сейчас уже исправлена вся кладка двухсветной летней части храма, заменена вся крыша, заново сделаны главы и кресты. Причём кресты точно повторяют все характерные очертания первоначальных, исторических. А главы сияют роскошным разноцветьем нарядного металла. Праздник цвета и солнышка, восторг души, радость чувств и разума.

Невольно вспоминаешь те времена, когда великолепный величественный храм своими красотой и величием объединял, украшал и возвышал село. Оно всё словно вместе с ним расцветало и тянулось к высоким смыслам земного бытия.

Невольно думаешь о том, как дивно он был украшен внутри, какие славные имена меценатов и творцов были навек вписаны в его благоукрашение. Тогда здесь радовали взгляд и богатство утвари, и древность святых предметов, и тогда каждая часть монументальной постройки имела своё глубокое и разумное назначение...

Ведь даже мощная колокольня была предназначена не только для колокольного звона, в одном из её ярусов располагалась благочинническая библиотека, созданная о. Павлом Преображенским. А сама изысканная классическая архитектура колокольни была прекрасным достоянием всей обширной местности и здешнего и соседних приходов.

И вспоминая это время, видишь имя сегодняшнего возроди геля храма Дмитрия Анатольевича Волкова.

В одном ряду с именами тех, кто этот редкостный храм создавал и украшал. А может быть, его роль и ещё более достойна и уникальна. А может быть, она и замечательна своей особой драгоценностью, потому что сегодня столь великие дарения и усилия для дальних глубин страны предпринимают, увы, совсем немногие люди. Сегодня бурно строится и бесконечно украшается главным образом столица России. А сельская российская даль почти всегда обделена такими благими даяниями. А здесь редкостный прекрасный случай состоялся. Здесь человек, когда-то окончивший местную школу, ощутил в сердце чистую деятельную любовь к скромным местам своего большого начала. И эта любовь именно деятельна, именно жизнетворна и глубоко благородна. Она не преследует ни смыслов материальной целесообразности — ни смыслов продвижения своего имени. Она прекрасна в своей духовной чистоте и прекрасен уже сегодня всех радующий её зримый результат.

Земляки с сердечной благодарностью принимают великие труды возродителя храма и с душевной теплотой оцениваютвсю их гражданскую значимость и всю их человеческую красоту.

АГАФОДОРОВСКИЙ ЦЕНТР в ряду благих деяний, хранящих и увековечивающих память о митрополите Агафодоре, находятся и работы по созданию в Мышкине духовно-просветительского центра, носящего имя Преосвященного. Мысль об этом выдвинул наш благочинный о. Александр, видя в таком деле большой добрый смысл. Он полагает, что таковой центр поможет гораздо лучше и успешней вести все внебогослужебные формы духовного воспитания людей. Когда-то именно в этом направлении очень многое и делал наш славный земляк митрополит Агафодор.

Именно в Мышкине он начал разработку и внедрение подобных форм содержательного духового общения. И это было столь успешным и результативным, что нашего настоятеля даже приглашали в столицу, в Синод для ознакомления с: его формами и методами такой деятельности.

Агафодоровский центр сможет принять в свои стены многие приходские мероприятия — от лекториев до выставочной деятельности. Конечно, здесь будет и музей, рассказывающий о жизни и деятельности Преосвященного.

Здесь будут проходить приходские встречи с творческими людьми, работающими в духовной сфере. Здесь будет место и для праздничных мероприятий.

Замысел был одобрен Владыкой Рыбинским и Угличским епископом Вениамином, он благословил всю работу начать. И последовали первые шаги по созданию центра. Глава района А. Г. Курицин с большим вниманием отнёсся к идее благочинного и принял большое участие в начинании. Был подобран подходящий дом, вполне соответствующий и по размерам и по своему местонахождению. Это старинное двухэтажное здание на улице Мологской. Быстро и ладно была выполнена вся работа с документами, просторный вместительный дом передан приходу Успенского собора.

Теперь — время восстановительных работ. А их немало, потому что постройка XIX века пережила много бед и претерпела немало утрат.

Самым первым делом стала полная замена кровли. Новое металлическое покрытие спасло дом, к тому времени уже стоящий без половины кровли. Потом заменили на современные капитальные все оконные устройства нижнего этажа. Сменили входные двери. И занялись ремонтом верхнего этажа. Там были большие неблагополучности с потолочным перекрытием, балки которого не выдержали долгих лет под дождями и снегами. Всё пришлось вычинить, частью заменить ,и эту работу всю выполнили.

Следующее дело — это ремонт полов. Материал привезли хороший, в нужном количестве и плотники быстро провели замену пострадавших участков пола. Сейчас и эта работа близка к завершению. И как только в тёплое время полы полностью высохнут, их сплотят и закрепят окончательно. После этого на очереди будет замена оконных устройств в верхнем этаже. И ... можно будет заботиться об отоплении и косметическом ремонте. И Агафодоровский центр обретёт готовность к своей важной и полезной людям большой работе.



Летопись нашего времени
ДАВАЙТЕ ВСПОМНИМ!

Сегодняшний номер нашей газеты посвящён II Агафодоровским чтениям. Наш город многими событиями прошлого связан с памятью митрополита Агафодора, а среди них и заботы этого замечательного человека о храмах нашего города и в первую очередь о главном из них - Успенском соборе. Он привёл собор в прекрасное состояние. Но судьба России выпала такая, что под ударами жестокого XX столетия многие её святыни несказанно пострадали. Это случилось и с храмами нашего города, испытавшими тяжкие повреждения и разрушения.

Жестоко пострадал и наш Успенский собор, он не только утратил всё своё внутреннее благолепие, но и перенёс большие разрушения.

Но, слава Богу, что та тёмная эпоха осталась в прошлом, н наше Отечество пришло к своим новым дням. Первой в нашем городе возродилась Скорбяшенская церковь, а потом прихожане взялись и за восстановление Успенского собора. Достойным преемником митрополита Агафодора на нашей земле стал наш благочинный о. Александр. Он осилил громадную работу по спасению и возрождению нескольких храмов нашего края, а самые большие труды были посвящены храму самому главному - Успенскому собору.

Сегодня уже не все помнят эту замечательную эпопею забот и трудов, прошедшую сквозь годы и принёсшую нам всем великую радость одоления. Давайте вместе вспомним всю эту трудовую летопись, пройдя воспоминаниями по её основным годам и событиям.

1990 ГОД

... ОБЩЕСТВЕННОСТЬ Мышкина хлопочет о возвращении собора Русской Православной Церкви. Районная газета ведет публикацию писем мышкинцев. поддерживающих это требование. Их давали целыми тематическими страницами. Первым выступления мышкинцев поддерживает райком партии в лице первого секретаря А. Ф. Титова, который ознакомившись со всеми поступающими в газету материалами, высоко оценивает их патриотическое и гражданское значение. Исполком районного Совета относится к движению мышкинцев гораздо сдержанней, но потом тоже заявляет о своём положительном отношении. Перед райпо ставится задача построить новый склад и освободить здание собора для передачи его верующим.

И председатель райпо, энергичный коммерсант X. И. Идилов начинает строить новый центральный склад.

А ТЕМ ВРЕМЕНЕМ Российский Фонд Культуры, откликаясь на обращение мышкинцев, принимает решение помочь нам. Великий друг нашего города, председатель Фонда академик Д. С. Лихачёв настаивает на выделении 200 тысяч рублей на срочный ремонт собора. А потом эго финансирование доводят и до 500 тысяч. Не без иронии можно вспомнить, как заинтересованно оживилось множество проектных учреждений! Документацию на проведение реставрации прямо стремительно исполнила ярославская фирма «Фонон - интернейшнл».

1991 ГОД

ЗИМОЙ на окраине Мышкина строится новый центральный склад райпо. К весне каменщики закончили его кладку. А тем временем приход купил тёс для ремонта кровли собора и кровельное железо. И в мае наши мышкинские реставраторы начали работу на крышах. Начали с северного портика (крыльца). Молодой приход во главе с о. Александром без промедления доставляет им брус, тёс, гвозди и железо.

В ИЮНЕ в Мышкин приехал референт академика Д. С. Лихачёва сотрудник Фонда Культуры В. С. Быков знакомиться с ходом работ и он был очень доволен их продвижением. Для правления Фонда он снимает видеофильм, который потом не раз просматривал Д. С. Лихачёв.

В АВГУСТЕ кровля северного портика перекрыта, реставраторы освоили первые 16 тысяч тогда ещё полновесных советских рублей. А приход все средства направляет на приобретение материалов на продолжение работ.

В ОКТЯБРЕ уже имеются в достатке все деревянные материалы, привезено много кровельного металла, и приход купил четыре тонны меди для покрытия глав собора.

НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ. Сотрудники и волонтёры Народного музея под руководством о. Александра и Н. А. Грачёва пять дней работали на разборке и перевозке иконостаса из села Никола-Топор. Для временного хранения его поместили в старое помещение складского здания райпо на углу улиц Угличской, Фурманова и Льва Толстого.

В ДЕКАБРЕ перевезли сборные строительные леса от Скорбященской церкви к Успенскому собору. И в этот же месяц смонтировали их вокруг колокольни. На 17 декабря реставраторы достигли высшей точки колокольни.

1992 ГОД

4 ЯНВАРЯ завершены все работы с лесами.

В АПРЕЛЕ наши реставраторы в Угличе учились работе с медью. И ездили в село Ивановское, осматривали покрытие главы тамошнего храма, знакомясь е приёмами старинных мастеров.

В МАЕ-ИЮНЕ звено реставраторов: А. А. Грачёв, А. А. Богослов, С. Беляев монтируют главу колокольни. Главный инженер областной реставрационной мастерской С. Е. Новиков: «Если справитесь с главой и куполом, вас можно будет смело назвать реставраторами с большой буквы!».

В канун Пасхи, в семь часов вечера втихую тёплую погоду на высоту подняли крест и за полтора часа его установили и завершили самые верховые работы.

ИЮЛЬ. Идёт разборка и замена обветшавших верхних рядов кладки колокольни. Затем пошла аккуратная до ювелирное™ вычинка конструкции громадного купола, который к этому времени по изветшалости «держался только на сопряжении своих деталей». Но всё сумели поправить и закрепить!

15 АВГУСТА совет приходской общины позвал горожан на общий субботник. Торговцы выехали из собора, и здесь нужна была большая уборка. Срок начала общей работы не указывали - приходи, когда можешь и вливайся в общий труд! Народу пришло очень много, прибыли автомобили музея и приходский трактор. Работали горячо, увлечённо, от души — с семи утра до глубокого вечера!

23 ДЕКАБРЯ пришли плотники и кровельщики известной реставрационной фирмы «Радонеж», они взялись за создание большой главы собора. Опытные труженики начинают работу с восьми часов утра и работают не только весь световой день а и гораздо дольше. Свет в соборе не гаснет до девяти часов вечера. Там готовят все элементы главы - от огромных криволинейных стропил до опалубки. Выходных радонежцы почти не признают.

1993 ГОД

ЯНВАРЬ. Радонежцы завершают подготовку стропильных «ног» и перемещают все подготовленные элементы к выходу из собора для подъёма на верх здания.

ФЕВРАЛЬ. Наши реставраторы вернулись на объект и возводят строительные леса на верху большого купола, готовя фронт работ для радонежцев. Погода не балует, но реставраторы уверенно выходят на высоту проектной отметки. И радонежцы сразу начинают доставлять на верх все составные части громадной главы.

МАРТ. Морозы, начиная с февраля, стояли крепкие, но это не останавливало плотников. И даже в большие ветра они не уступали погоде, и их молотки стучали на высоте всё так же бодро. Мастеров никакой ветер оттуда не «сдувал»!

До нашего собора радонежцы восстанавливали храмы Мурома, Владимира, Троице-Сергиевой Лавры. Везде трудились хорошо и у нас так же, заверяя, что к Пасхе главу закончат!

7 АПРЕЛЯ. Отец Александр в районной газете обращается к жителям Мышкина и района с призывом помочь средствами на восстановление собора. Сообщает, что представители прихода начинают вести сбор такой доброй помощи.

В первый раз такой сбор проходил на восстановление Скорбященского храма, первой возрождённой у нас церкви. А теперь помогите восстановить собор! И сбор по всему району шёл успешно, а так же хорошо помогла районная власть.

МАЙ. «Радонеж» ведёт покрытие громадной главы медью. Каждый день дарит большое продвижение.

1994 ГОД

ДО ОСЕНИ приход собирал средства на перекрытие крыш южного портика, алтаря и низкой части храма. Купили и привезли брёвна, тес, а потом и металл.

12 ОКТЯБРЯ. Прибыли тутаевские кровельщики. Свои раскроечные столы они установили прямо на улице и даже на крыше здания, подвели электричество и сразу же показали высокие темпы работы. За первый выход обновили крышу южного портика и часть алтаря.

НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ. Кровельщики работали без выходных, останавливаясь лишь в самые метельные дни. А о. Александр уже озаботился работами внутри храма и ведёт сбор материалов.

1995 ГОД

1 ЯНВАРЯ. Отец Александр в «Волжских зорях» сердечно благодарит мышкинцев за доброе участие в сборе средств, а особенно благодарно отзывается о жителях домов 2226 по улице Комсомольской, собравших 44 640 рублей. Прекрасное участие - низкий им поклон!

ЗИМА-ВЕСНА. «Дом ремёсел» вёл сборку иконостаса и готовил тёс для полов. Сборка иконостаса была делом сложным и трудным, но талант и мастерство Тёркина преодолели все затруднения и высотный иконостас словно воспарил над пространством храма.

28 ИЮНЯ. Музей в очередной раз передаёт приходу часть сохранённых им святых предметов. На этот раз - царские врата. 0. Александр сердечно благодарит сотрудников музея.

28 АВГУСТА. В соборе престольную службу возглавляет Владыка Михей. Это первое после годов безбожия архиерейское служение в нашем многострадальном соборе. Все до слёз взволнованы и душевно счастливы...

1996 ГОД

ЗИМОЙ И ВЕСНОЙ в соборе идут многочисленные мелкие работы, от ремонта оконных устройств до внутренней электрификации.

ЛЕТОМ обновлены рамы среднего уровня (круглые) и открыты от кирпичных закладок несколько окон светового барабана. В соборе сразу стало светлей и веселей.

НА «УСПЕНЬЕ» в соборе снова была архиерейская служба. И в нём выступал известный певческий ансамбль «Соколята». Его замечательный руководитель С. А. Шестериков был восхищён нашим собором.

1997 ГОД

ЗИМА И ВЕСНА. Идёт подготовка к обновлению оштукатуривания колокольни. Начата зачистка слабых мест поверхности штукатурки.

9 АВГУСТА. «Дом ремёсел», взявший за всю штукатурную работу', вёл её прекрасными темпами. Зачистку вели тщательно, отец Александр всё проверял сам. На эти работы приход взял ссуду в десять миллионов рублей а материалами немало помогла районная власть. И «Дом ремёсел» выполнил все работы очень достойно. (Сразу скажем лучше угличских именитых реставраторов).

1998 ГОД

ЗИМА И ВЕСНА. Шла заготовка материалов для ремонта крыши большого купола. Снова пригласили испытанных тутаевских кровельщиков.

АВГУСТ. Перекрыта седьмая часть купола.

СЕНТЯБРЬ. Перекрыта треть купола.

НОЯБРЬ. Работа закончена.

1999 ГОД

ЯНВАРЬ. Завозят материал для полной замены перекрытий в ярусах колокольни и для устройства межэтажных лестниц. Много помогают СУ - 5. а ещё больше - КС-18.

23 ЯНВАРЯ. Чистят звоновое перекрытие от громадных нагромождений мусора. Все крыши и снег кругом черны: словно после извержения вулкана.

ФЕВРАЛЬ. Подшивают потолок на звоновом ярусе колокольни.

АПРЕЛЬ. Меняют половое перекрытие звонового яруса. Кран компресорщиков подал в окна все балки и весь остальной материал.

МАЙ. Обновили ограждения звонового яруса. Здесь создалась лучшая в области смотровая площадка!

2000 ГОД

Вели сбор средств и заготовку материалов.

2001 ГОД

ВСЮ ЗИМУ шли работы на колокольне, в средних ярусах. Сварщики, слесари и крановщики КС-18 по частям удалили гигантский водонапорный бак советских времён.

ВЕСНА. Снова работали компресорщики, устраивая лестницы сквозь ярусы. «Дом ремёсел» вёл деревянные работы.

ЛЕТОМ средствами хорошо помогла районная власть и работы в колокольне закончены.

2002 ГОД

ВСЕ РАБОТЫ велись в подвалах здания. Удаляли перегородки советских времён, устанавливали несущие конструкции полов.

2003 ГОД

ОН ВЕСЬ был посвящён разным доделкам внутри собора. От покрытия полов до улучшения оконных устройств.

2004 ГОД

ЛЕТО. Дошла очередь до главного входа в собор. Убрали громадные кирпичные заполнения, сделанные в советское время и установили капитальные новые двери. Собор сразу обрёл достойный и привлекательный фасад! Так исчезло последнее напоминание о временах безбожной эпохи. Впереди у настоятеля и его прихода ещё было очень много забот и трудов, но всё основное - было исполнено. И главному храму города был возвращён его прекрасный облик. Преемники митрополита Агафодора на мышкинской земле оказались достойными его славной великой памяти!



Уважаемые читатели!
Использование наших материалов в публикациях, лекционной, экскурсионной и иных видах массовой деятельности следует вести лишь со ссылкой на «Мышгород».




Редактор газеты «Мышгород» - В. А. Гречухин,
член–корр. Петровской Академии наук и искусств,
г. Мышкин

Предыдущий
номер
Наверх
Выпуск 61, апрель 2015 г.
© Мышкинский народный музей,
2005-2015
Внимание! При использовании размещенных на сайте материалов ссылка на сайт
Народного музея обязательна!
myshgorod@rambler.ru